Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Использование игровых технологий в работе с детьми младшего школьного возраста

Страница 1

В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через игровую технологию обучения. В.П. Беспалько дает определение педагогической технологии, как систематичное воплощение на практике заранее спроецированного учебно-воспитательного процесса. Игра имеет большое значение в жизни ребенка, она имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба.

Игровая технология в организации учебного процесса позволяет наиболее раскрыться ученику, снять напряжение и проявить свои творческие способности, ведь он действует в привычной для него обстановке.

Для успешного развития творческих способностей ребенок должен испытать радость умственного напряжения, которое доставляет решение учебных задач. Но для этого просто необходимо, чтобы он захотел включиться в их решение. Вот тут-то игровая технология может оказаться незаменимым помощником учителя. При осознанном и продуманном ее использовании у детей формируются такие необходимые качества, как:

положительное отношение к школе, к учебному предмету;

умение и желание включаться в коллективную учебную работу;

умение слушать друг друга;

добровольное желание расширять свои возможности;

раскрытие собственных творческих способностей;

самовыражение, самоутверждение.

Именно эти качества вызывают у ученика интерес и желание продолжать учебную деятельность и способствуют развитию творческих способностей.

Игровые технологии обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.

Творческие игровые технологии в обучении – не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом, она разводит то, что по «видимости едино», и сближает то, что в учении и в жизни сопротивляется сопоставлению и уравновешиванию. По этому поводу К.Э. Циолковский говорил: “Сначала я открывал истины, известные многим; и, наконец, стал открывать истины, никому еще неизвестные“. Научное предвидение, угадывание будущего можно объяснить “способностью игрового воображения представить в качестве систем целостности, которые, с точки зрения науки или здравого смысла системами не являются”. Например, урок в форме путешествия, где все действия и переживания определяются игровыми ролями и происходят в воображаемых условиях. Отличительная черта этих игр – активность творческого воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности. Такие игры можно назвать практической деятельностью воображения, поскольку в них оно осуществляется во внешнем действии и непосредственно включается в действие. Стало быть, в результате игровой технологии у детей рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путем внешних действий.

Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т.е. так, что они сами направляют учеников на овладение знаниями и умениями. Обучение, как правило, включают два компонента: сбор нужной информации и принятие правильного решения. Эти компоненты и обеспечивают дидактический опыт учащихся. Но приобретение опыта требует большого времени. Увеличить “приобретение такого опыта” у учащихся, научить их самостоятельно тренировать это умение. Сюда следует отнести развивающие игры психологического характера: кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы и т.д. Игровые технологии вызывают у школьника живой интерес к предмету, позволяют развивать индивидуальные способности каждого ученика, воспитывают познавательную активность.

“Игровые коллизии вызывают у школьника стремление анализировать, сопоставлять, исследовать скрытые причины явлений. Это – творчество! Это то, что и составляет явление познавательной активности. Собственно игра вызывает важнейшее свойство учения – потребность учиться, знать”.

Творческое развитие личности не может происходить вне развития ее активности – познавательной, коммуникативной деятельности. Одним из дидактических средств, направленных на развитие активности учащихся и обеспечивающих их включенность в межличностное общение и заинтересованность в результатах образовательного процесса, является педагогическая игра. Такая организация учебного процесса очень вариативна и поэтому в зависимости от возраста, специфики учебного предмета, подготовленности учащихся, может осуществляться в различных формах (так, например, весь класс может делиться на несколько взаимодействующих ролевых групп или отдельные учащиеся наделяются индивидуальными ролями). Важно, чтобы учитель при организации и анализе проведения педагогической игры обращал внимание на степень включенности учеников в игру, активность, проявляемую инициативу и способность к импровизации, на возможность проигрывания (стало, быть, освоения).

Страницы: 1 2

Это интересно:

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru