Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Сущность и значение инновационных школ в системе образования

Педагогика и воспитание » Воспитательная работа в инновационных школах » Сущность и значение инновационных школ в системе образования

Страница 1

Слово «инновация» – имеет латинское происхождение. В переводе оно означает – обновление, изменение, ввод чего-то нового, введение новизны.

Понятие «нововведение» (инновация) определяется и как новшество, и как процесс введения этого новшества в практику. Само понятие «инновация» – впервые появилось в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX века сформировалась новая область знания – наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности нововведений. Наука о нововведениях – инноватика – возникла, как отражение обострившейся потребности фирм в деятельности по разработке и внедрению новых услуг, идей. В 30-е годы в США утвердились термины «инновационная политика фирмы», «инновационный процесс». В 60 – 70-е годы на Западе получают большой размах эмпирические исследования новшеств, осуществляемых фирмами и другими организациями.

В работе А.И.Пригожина дается такое определение – «нововведение или инновация – это целенаправленное изменение, которое вносит в определенную социальную единицу – организацию, общество, группу – новые, относительно стабильные элементы».

Термин «педагогическая инновация» и соответствующее направление научных исследований появились в Западной Европе и США еще в середине 60-х годов XX века. Под "педагогической инновацией" понимается изменение, направленное на повышение уровня и качества знаний обучаемых, расширение спектра целей, достигаемых в учебно-воспитательном процессе, сохранение и укрепление физического, психического и нравственного здоровья всех участников образовательного процесса.

Развитие педагогической инновации в нашей стране связано с массовым общественно-педагогическим движением, с возникновением противоречия между имеющейся потребностью в быстром развитии школы и неумением педагогов её реализовать.

Концептуальные изменения казахстанской системы образования начались (в бывшем СССР) в середине 80-х годов с мощного общественно-педагогического движения. Рядовые учителя, отдельные директора школ пытались на своем уровне - в классе или школе - строить новые гуманные и демократические отношения с детьми. Такие педагоги объединялись в ассоциации, клубы, творческие союзы. Их деятельность и активность расшатывали жесткую административную конструкцию советского образования и делало реальным многообразие типов учебно-воспитательских подходов.

Возрос массовый характер применения нового. В связи с этим обострилась потребность в новом знании, в осмыслении новых понятий «новшество», «новое», «инновация», «инновационный процесс» и др.

Таким образом, казахстанский путь к демократизации образовательного процесса пролегал через построение новых гуманных отношений учителя и ученика, через поиск индивидуальных методов обучения и воспитания, соответствующего интересам ребенка.

Поэтому одним из важнейших инструментов решения задачи превращения лозунгов в реальность стали инновационные школы (ИШ). Они возникли естественно из обычных школ, в которых появились интеллектуальные лидеры и творческие группы педагогов. Такие школы разрабатывали оригинальные программы собственного развития. В этих программах лидеры планировали реализацию как собственных идей, так и педагогических идей ученых.

Именно благодаря таким частным инициативам в Казахстане появились первые гимназии, школы Штайнера, Монтессори, школы, воплощающие подходы Л.С.Выготского. Естественно, что вокруг них концентрировались наиболее живые и творческие учителя, специалисты. Объективно инновационные школы рассматриваются как очаги обновления, демонстрирующие всем остальным, как много можно добиться, если пользоваться новыми условиями. Они также демонстрируют на практике возможности реализации новых подходов к методике обучения и воспитания.

В условиях стратегической ориентации государства на инновационный путь развития, подтверждением чего, в числе многих факторов, является утверждение Концепции развития Образования РК, особую актуальность приобретает Закон Республики Казахстан «Об инновационной деятельности» от 03.07.2002г. № 333».

Осмысление данного закона в контексте Концепции развития образования РК позволяет установить закономерность: постоянный мониторинг эффективности педагогической деятельности, высокоэтичная конкуренция учителей имеют смысл тогда, когда в учреждениях образования доминирует инновационная деятельность. Последняя, согласно Закону, определяется как «деятельность, направленная на внедрение новых идей, научных знаний, технологий и видов продукции в различные области производства и сферы управления обществом, результаты которой используются для экономического роста «конкурентоспособности».

Страницы: 1 2

Это интересно:

Особенности формирования детско-родительских отношений в семьях воспитывающих детей с нарушением зрения
Основное влияние на формирование полноценной личности ребёнка оказывает семья, и очень многое зависит от правильного родительского поведения, особенно в семьях, имеющих детей с нарушением зрения. Родители такого ребенка должны как можно раньше обращаться к специалистам для адекватной оценки его спо ...

Тематическое планирование по формированию экологических представлений о многообразии растительного мира на основе проектов
В середине 90-х гг. слово «проект» прочно вошло в нашу жизнь и метод проектов удачно вписался в систему работы дошкольных учреждений. Экологические проекты открывают возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка и, исходя из потребностей и интересов, развивают его как личность. Наш ...

Особенности нарушения процесса письма у учащихся младших классов речевой школы
Общей характерной особенностью дисграфии у учащихся младших классов речевой школы является то, что структура нарушения письма включает не единичные неполноценные звенья, а целые комплексы сочетаний неполноценных звеньев. Это способствует формированию стойкой дисграфии и превращает расстройства пись ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru