Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
«Нравственная воспитанность» – это устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культура отношений и общения в условиях здорового детского коллектива. О нравственной воспитанности говорит также наличие сильной воли, способность осуществлять нравственно – волевой контроль и самоконтроль, регуляцию поведения. Она проявляется в активной жизненной позиции, единстве слова и дела, гражданском мужестве и решимости в сложных жизненных ситуациях оставаться верным своим убеждениям, самому себе.»
Нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения. Говоря точнее, в своем истинном значении нравственность не имеет ничего общего с послушно-механическим исполнением, вынужденным только внешними требованиями установленных в обществе моральных норм и правил.
Проблемы нравственности изучаются этикой. Этика – это система норм нравственного поведения человека или группы людей. Основные проблемы этики: проблема критериев добра и зла, смысла жизни и назначения человека, проблема справедливости и должного. Если этику рассматривать как предмет воспитания, то его основная задача – включение ребёнка в последовательный процесс осознания, усвоения норм нравственной жизни людей, приобщения к этим нормам. И этот процесс важно сделать желаемым для детей, не навязчивым и не догматичным, а тонким, радостным, живым, творческим и деятельным. Воспитание с помощью этики важно создавать как процесс открытия ребёнком самого себя и других, как углубление в «своё небывалое», как неожиданное откровение, как поиск, творчество, игра, путешествие, постоянный и не замечаемый ребёнком диалог с миром, соприкосновение с вечной истиной мудрой мысли.
Именно в этике, в истории развития этической мысли заложены истоки и основания нравственного становления и внутреннего совершенствования личности. Смыслозначимые ценности человеческой жизни и жизни общества отрабатывались в этических учениях мыслителей веками и при богатом разнообразии критериальных подходов и приоритетов сводились к нравственным постулатам, утверждающим жизнь и человека наивысшей ценностью, а все значимое для их развития основополагающим смыслом. Этическая мысль, рассматривая нравственные основания жизнедеятельности людей, выделила и обосновала понятие «простые нормы нравственности», преобразованное сегодня в «общечеловеческие ценности». Данное понятие отражает нравственное значение и достоинство личности, ее ценностные представления, относящиеся к области морального сознания, – моральные нормы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, справедливости, счастья. Это то, что выделяется человеком в качестве наиболее значимого, что он вложил в основу представлений о должном относительно своего Я, нормах отношений с людьми и окружающим миром, собственного жизнеосмысления и жизнедеятельности. Это тот ценностный смысл, который существует для необходимой ориентировки каждого в своей жизнедеятельности. В основе его лежит нравственный выбор самой личности, требующий напряжения сил собственного разума и чувств и стремления понять сущность общечеловеческих законов в каждом конкретном случае. Эту сущность и ценностный смысл собственной жизни важно постигнуть и растущему, взрослеющему человеку.
Это интересно:
Методические средства и приемы преподавания психологии,
приемлемые для младшего школьного возраста
В практической работе педагога-психолога с учащимися младшего школьного возраста чрезвычайно важно учитывать, что критерии самооценок в этот период еще очень не самостоятельны: школьники остро хотят знать, что о них думают окружающие – и сверстники, и взрослые. Как правило, прослеживается следующая ...
Глобальные перспективы в инклюзивном образовании
В современном мире насчитывается 650 миллионов инвалидов. Согласно данным EFA Global Monitoring в настоящее время более 77 миллионов детей в мире не ходят в школу, приблизительно 30–40% детей являются инвалидами, 781 миллион человек в мире являются неграмотными. Инклюзия – это попытка придать увере ...
Трудности овладения грамматической стороной речи на иностранном языке
Даже после продолжительной отработки некоторые учащиеся не могут узнать или вспомнить форму того или иного времени, способа образования сравнительной степени прилагательных и т.д. Трудно проанализировать все причины, лежащие в основе подобного состояния знаний, но в каких-то ситуациях причина кроет ...