Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Общественно-педагогическое движение 1980–1990-х гг

Педагогика и воспитание » Советская школа и педагогика в 1946–1985 гг » Общественно-педагогическое движение 1980–1990-х гг

Страница 1

Результаты общественно-педагогического движения середины XIX в. и в 1980–1990-х гг.

Современное общественно-педагогическое движение отражает интерес населения к различным вопросам образования. Это не удивительно, так как к школе имеют отношение десятки миллионов людей – педагоги образовательных и воспитательных учреждений, учащаяся молодежь, родители, различные научные, государственные, общественные и коммерческие структуры, культура и искусство. Обществом высказывается глубокая неудовлетворенность системой образования, уровнем подготовки выпускников школ, СПТУ, средних специальных и высших учебных заведений, вскрываются причины негативных явлений, предлагаются способы их устранения. Почти единодушно признается, что школа находится в глубоком кризисе и требует коренных изменений. Опросы общественного мнения показывают, что основными трудностями на пути преобразования школы является неудовлетворительное ее финансирование, экономическая и политическая нестабильность в стране, рост преступности, самоустранение семьи от воспитания детей, падение престижа образования и профессии школьного педагога, плохое научно-методическое обеспечение учебного процесса, в том числе оторванность многих программ от жизни, нехватка старых учебников, отсутствие новых, неудовлетворительное качество преподавания в учебных заведениях, уход из школы хороших учителей, мужчин-учителей.

Интересны результаты опросов и по другим темам: кого в первую очередь должна готовить школа; о содержании и функциях общего и профессионального образования; об отношении к дифференцированному обучению, об альтернативных образовательных учреждениях; о проблемах высшей школы и т.д. Они публикуются в «Учительской газете», в газетах «Первое сентября», «Педагогический вестник», журналах «Педагогика», «Народное образование», «Alma mater» и в других изданиях, откликающихся на проблемы общественно-педагогического движения.

Каковы тенденции развития современного общественно-педагогического движения? С 1985 г. прослеживаются два этапа, у каждого свои задачи. Вначале на первый план выступали преимущественно проблемы творческой активности учителей. Так виделся поначалу главный путь к свободе школы и учителя, педагога к школьной демократии. Стране стали известны имена педагогов-новаторов и их идеи о педагогике сотрудничества. Был создан творческий Союз учителей во главе с Амонашвили, другие педагогические объединения и ассоциации, клубы творческой педагогики. В среде школьных педагогов ширится неоднозначное отношение к школе, ученикам, учебно-воспитательному процессу. В средствах массовой информации все чаще можно встретить деление учителей на традиционалистов и инновационистов. Первые в основном сторонники прежней школы и устоявшихся методов работы. И так как многие из них не отвергали идею поиска, то, правильнее бы их называть консерваторами, имея в виду и положительный смысл, вкладываемый в это понятие. Вторые же выступали за более радикальные преобразования, инициативность, неординарность мышления. Тех и других педагогов следует видеть не врагами и даже не противниками, а сотрудниками, коллегами, которым одинаково дороги судьбы школы.

С 1989–1990 гг. меняется направленность общественно-педагогического движения. Ситуация в стране в эти годы становится критической. Возникает угроза развала экономики, обостряются социальные и национальные конфликты, ставится под вопрос целостность Советского государства. Проблемы образования все больше отодвигаются на задний план. Оказывается, что одна лишь творческая активность учителя не может вывести школу из кризиса. Творчество и свобода нуждаются в политической и экономической стабильности, в социальном и материальном фундаменте. Конечно, творчество педагогов школы не заглохло, оно продолжается. Но главной проблемой становится социальная защита школы и образования в целом. Предпринимаются попытки оказать влияние на решения, принимаемые высшими органами власти по вопросам образования. Представители общественно-педагогического движения избираются депутатами всесоюзного и республиканских съездов народных депутатов, союзных и республиканских Верховных Советов, местных органов власти. В своих выступлениях, к сожалению редких, педагоги-депутаты пытались донести до широкой общественности проблемы образования, настаивали на их решении. Но положение не менялось. Педагогическая интеллигенция вынуждена активнее выступать за свои права и интересы образования, прибегая к действиям, не свойственным ей ранее. Дело доходит до забастовок работников дошкольных учреждений, учителей, воспитателей школ., других детских учреждений, профессоров, преподавателей, сотрудников и студентов высших и средних специальных учебных заведений, ученых академических институтов.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Сорбонна - самый старый и знаменитый университет Франции
История Сорбонны начинается с 1215 года, когда церковные коллежи, находившиеся на левом берегу Сены недалеко от Собора Парижской Богоматери, были объединены под общим названием Парижского университета. Примерно 40 лет спустя по инициативе духовника короля Людовика IX Робера де Сорбона при университ ...

Характеристика и своеобразие мотивационно– познавательного развития в дошкольном возрасте
Стремление к познанию, к овладению навыками и умениями у детей раннего и дошкольного возраста почти неисчерпаемо. Детские «почему» и «что такое» были предметом многократных исследований, в результате которых всегда приходилось констатировать огромную силу и напряженность познавательной активности р ...

Цели и задачи формирования информационной компетенции учащихся. Содержание учебного материала в компетентностном ключе
Каждый раздел школьной биологии обладает достаточным потенциалом для реализации информационной компетенции учащимися. Приоритетное место среди них, несомненно, занимает раздел «Биология. Введение в общую биологию и экологию». Именно этот раздел позволяет целостно выразить ценности различных объекто ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru