Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Человеческая деятельность всегда носит объективно-субъективный характер. Объективность её сущностных свойств в то же время выражают и её человеческие стороны: субъектом деятельности, осуществляющим и целеполагание, и преобразующее её начало, является именно человек.
Человек, изменяя природу, изменяет свою собственную природу в меру своей активности, которую он привносит в деятельность, обогащая её своим сознанием, переживаниями, вдохновением, внутренними побуждениями. Изменение, преобразование, формирование человека вне его активной деятельности осуществлять бесперспективно.
Из глубины веков дошли до нас мудрые наблюдения:
"Скажите мне, что и как делает ребёнок, и я скажу вам, каким он вырастет", "Ни один бездельник ещё ничего не достиг", "Сколько пота - столько успеха", "Творение указывает на творца". Видна прямая связь между результатами развития и интенсивностью деятельности. Это ещё одна закономерность развития, которую можно сформулировать так: чем больше работает человек в определённой области, тем выше уровень его развития в этой области.
С точки зрения Л. Д. Столяренко, пределы действия этой закономерности не безграничны, а определяются "сдерживающими" факторами способностями, возрастом, интенсивностью и организацией самой деятельности.
В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности человека, формирование его отношения к окружающему миру. Чтобы деятельность привела к действию запроектированного образа личности её нужно организовать и разумно направить.
Эффективность развития обеспечивается только активной, эмоционально окрашенной деятельностью, в которую человек вкладывает свою душу, в которой полностью реализует свои возможности, выражает себя как личность.
Такая деятельность приносит удовольствие, становится источником энергии и вдохновения. Вот почему важна не только деятельность сама по себе, сколько активность личности, в этой деятельности проявляемая. Все проявления активности имеют один и тот же постоянный источник потребности.
Развитие происходит под воздействием не любых, не всяких влияний, а, главным образом, тех из них, которые выражают потребности самого человека, обращены к его личности, опираются на его собственное отношение к деятельности.
Активность не только предпосылка, но и результат развития. Воспитание достигает цели, когда ему удаётся сформировать общественно активную, инициативную, творческую личность, приносящую радость себе и людям. Разумная, педагогически выверенная организация деятельности школьника обеспечивает активность во всех её проявлениях.
Ставить человека в позицию активного деятеля, вооружить его такими способами деятельности, которые дают возможность активного приложения сил, изучать его личностное своеобразие, всемерно раскрывать его потенциальные возможности - таковы функции воспитания разумно направляющего процесс развития личности.
Повышение активности детей в процессе учебной деятельности называется в психолого-педагогическоё теории активизацией деятельности [8, 6]. Опираясь на общую теорию деятельности, мы вправе считать, что деятельность основа учебного процесса. Учебная деятельность необходима человечеству, без неё невозможна передача опыта от поколения к поколению. Развитие деятельности в педагогическом процессе знаменует собой и поступательное развитие личности, так как меняется характер деятельности: вначале - исполнительская, затем активно исполнительская, далее активно самостоятельная, затем творчески самостоятельная, изменение характера деятельности существенно влияет и на изменение позиции ученика: от исполнительской - к активной - к позиции субъекта.
Это интересно:
Проблемно-развивающий
эксперимент
при
изучении свойств гидросульфита натрия
Гидросульфит натрия может проявлять в химических реакциях свойства восстановителя или окислителя. Такая возможность обусловлена промежуточной степенью окисления атомов серы в молекулах этого вещества. Поскольку степень окисления атомов серы в гидросульфите натрия равна +4, то в определенных условия ...
Требования к созданию предметно-развивающей среды в
разновозрастных группах
Согласно «Базового компонента» правильная организация жизни и разнообразной деятельности детей в ДУУ, создание благоприятных условий способствует разностороннему развитию детей разного возраста. В вязи с этим в «Базовом компоненте» обращается особое внимание на создание развивающей среды в ДУУ и в ...
Особенности интеллектуального развития дошкольников
Развитие ребенка особенно эффективно, когда оно начинается в раннем возрасте. Детям свойственны огромная познавательная активность, уникальная способность к восприятию нового. Но если эти качества вовремя не развивать и не востребовать, они могут быть впоследствии безвозвратно утеряны. Интеллектуал ...