Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Сущность процесса социализации

Страница 1

В науку о человеке термин "социализация" пришёл из политэкономии, где его первоначальным значением было "обобществеление" земли, средств производства и т.д. Автором термина "социализация" применительно к человеку, очевидно, является американский социолог Ф.Г. Гиддинг, который в 1887 г. В книге "Теория социализации" употребил его значение, близком к современному - "развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни".

Однако обращение к проблеме социализации началось задолго до широкого распространения соответствующего термина. По выражению одного из американских специалистов по теории социализации, вопрос о том, каким образом человек становится членом общества, "стар, как библия". Он всегда был в центре внимания философов, писателей и авторов мемуаров, а в последней трети XIX в. Стал интенсивно исследоваться социологами и социальными психологами.

До становления теории социализации в качестве самостоятельной области исследования шли в рамках других, традиционных проблем человекознания (о задачах воспитания, о формировании и развитии личности и общества, о межпоколенной передаче культуры и др.). С появлением в научном обиходе понятия "социализация" произошла переориентация этих работ в новое русло, и к средине XX в. Социализация превратилась в самостоятельную междисциплинарную область исследований. Сегодня проблему социализации или её отдельные аспекты изучают философы, этнографы, социологи, психологи, криминологи, представители других наук.

Попутно необходимо отметить, что почти до 60-х гг., говор о социализации, почти все учёные имели в виду развитие человека в детстве, отрочестве и юности. Лишь в последние десятилетие детство перестало быть единственным фокусом интереса исследователей, а изучение социализации распространилось на взрослость и даже старость. Естественно, что столь недавнее обращение к изучению социализации на этих возрастных этапах не позволило накопить обширный эмпирический материал и внести соответствующие коррективы в концепции, построенные применительно к социализации человека в детстве, отрочестве, юности.

Анализ многочисленных концепций социализации показывает, что все они так или иначе тяготеют к одному из двух подходов, расходящихся меду собой в понимании роли самого человека в процессе социализации, будем считать это расхождение весьма условным.

Первый подход утверждает или предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации, а саму социализацию рассматривает как процесс его адаптации к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. Этот подход может быть назван, по мнению А.В. Мудрика субъект-объектным (общество - субъект воздействия, а человек - его объект). У историков этого подхода стояли французский учёный Эмиль Дюркгейм и американский - Талкот Парсонс.

Сторонники второго подхода, как считает А.В. Мудрика, исходят из того, что человек активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на самого себя. Этот подход он определил как субъект-субъектный. Основоположниками такого подхода можно считать американцев Чарльза Кули и Дорджа Герберта Мида. Основываясь на субъект-субъектном подходе социализацию можно трактовать как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизведения культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направленными и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.

Сущность социализации состоит в том, что в процессе её человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. Э. Дюркгейм, одним из первых обративший пристальное внимание н проблему социализации, подчёркивал, что любое общество стремится сформировать человека в соответствии с имеющимися у него некими универсальными моральными, интеллектуальными и даже физическими идеалами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Содержание формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста
Харламов И.Ф. отмечает, что содержание образования – это «та система научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-этических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения». Безрукова В.С. считает, что содержание образования - это «та часть ...

Психологические основы развития критического мышления школьников подросткового возраста
Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. И хотя линии психического и физиологического развития не идут параллельно, границы этого периода достаточно неопределенны. Одни дети в подростковый возраст вступают раньше, другие – позже, пубертатный кризис может в ...

Интервью с заместителем директора о сознательности и дисциплине студентов
Нами было взято небольшое интервью с заместителем директора ГАОУ СПО "Казанский медицинский колледж" Мусиной Лилией Маратовной: Вопрос: Какие качества должны иметь студенты и выпускники колледжа? Лилия Маратовна: Студенты должны иметь чистую совесть, чистые помыслы, потому что больные раз ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru