Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Дидактические принципы системы Л.В. Занкова

Страница 4

Суть принципа сочетания чувственного и рационального познания заключается "в познании взаимозависимости явлений, их внутренней существенной связи". Для того чтобы материал способствовал развитию у ребёнка умения самостоятельно постигать явления окружающей его жизни, продуктивно мыслить, необходимо, чтобы работа с ним строилась на понимании всех терминов и понятий. Залог понимания кроется в правильном формировании понятий, которое осуществляется сначала на основании интуитивно-практического опыта учеников с помощью всех имеющихся у них анализаторов и только потом переводится в плоскость теоретических обобщений.

Сложный путь в практику прошла дидактическая система Л.В. Занкова. Значимость педагогических положений (выводов, рекомендаций), вытекающих из его эксперимента, признавалась многими учеными и руководителями народного образования, и результаты исследования как бы послужили основанием для реформы начального обучения в 70-х годах ХХ в., когда оно стало трехлетним. Фактически же тогда идеи Л.В. Занкова в массовой практике использованы не были. Изменения в школе выразились лишь в уплотнении учебных программ и сокращении срока начального обучения до трех лет, а дидактические характеристики остались прежними.

Однако педагогические идеи Л.В. Занкова о том, каким должно быть обучение детей в школе, не остались лишь в истории. Они нашли свое отражение при разработке современных концепций среднего образования. Это в первую очередь относится к концепции, представленной в конце 80-х годов ХХ в. Временным научно-исследовательским коллективом "Школа" и принятой Всесоюзным съездом по народному образованию (декабрь 1988). Положения концепции о школе развивающей и развивающейся, о роли эксперимента как условии движения школьного образования, о роли совместной деятельности детей и взрослых в процессе обучения, об обращении к мировой культуре, истории, духовным ценностям как источникам формирования содержания образования, об изменении подхода к выявлению результативности обучения, о вариантности образования и другие полностью согласуются с тем, что в течение многих лет отстаивал и обосновывал своими исследованиями Л. В. Занков. Эти идеи нашли отражение и в "Законе об образовании" Российской Федерации.

Принятие названной концепции на официальном уровне резко изменило положение системы Л. В. Занкова. Она оказалась готовой к тому, чтобы через ее реализацию воплощать новые идеи в массовую школьную практику. В 90-х годах она (равно как и система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова) признается Министерством образования РФ в качестве государственной наряду с традиционной системой обучения.

Таким образом, ведущая роль в развитии принадлежит обучению: изменение построения обучения влечет за собой изменение психического облика школьника.

Обучение действует, преломляясь через внутренние особенности ребенка, в результате чего каждый ребенок под влиянием одной и той же формы обучения достигает своих ступеней развития.

Цели обучения:

общее психическое развитие личности;

создание основы для всестороннего гармоничного развития.

Содержание образования:

Богатое содержание начального образования, которое дает учащимся общую картину мира на основе ценностей науки, литературы, искусства.

Дидактические принципы системы:

обучение на высоком уровне трудности;

изучение программного материала быстрым темпом;

ведущая роль теоретических знаний;

осознание школьниками процесса учения;

общее развитие всех учащихся, в том числе и наиболее сильных, и наиболее слабых.

Свойства методической системы: многогранность; процессуальность познания; разрешение коллизий; вариативность.

Особенности организационных форм:

Урок - основная форма организации обучения, но более динамичен, гибок; меняется его содержание.

Страницы: 1 2 3 4 

Это интересно:

Состояние латералиты и пространственной ориентировки
При анализе данных полученных в ходе исследования состояния латералиты (определение ведущей руки, ноги, глаза), у школьников КГ было выявлено, что у 100% детей ведущей является правая рука, у 90% испытуемых ведущая нога – правая, у 90% ведущий глаз - правый. Дети (ЭГ) при выполнении аналогичных зад ...

Коррекционная работа по формированию первоначальных представлений о себе
Можно предположить, что коррекционная работа по формированию у умственно отсталого ребенка представлений о себе, развитие форм общения со взрослыми и детьми будут способствовать возникновению у него потребности к установлению определенных социальных отношений со своими сверстниками. Прежде всего мо ...

Развитие художественного потенциала личности учащихся на уроках биологии
Личность характеризуется своеобразной структурой, которая связана с видовым строением деятельности человека, пятью потенциалами личности учащегося: 1. Познавательный потенциал — объем и качество информации, которой располагает личность (знания о внешнем мире, самопознание). 2. Творческий потенциал ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru