Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Суть принципа сочетания чувственного и рационального познания заключается "в познании взаимозависимости явлений, их внутренней существенной связи". Для того чтобы материал способствовал развитию у ребёнка умения самостоятельно постигать явления окружающей его жизни, продуктивно мыслить, необходимо, чтобы работа с ним строилась на понимании всех терминов и понятий. Залог понимания кроется в правильном формировании понятий, которое осуществляется сначала на основании интуитивно-практического опыта учеников с помощью всех имеющихся у них анализаторов и только потом переводится в плоскость теоретических обобщений.
Сложный путь в практику прошла дидактическая система Л.В. Занкова. Значимость педагогических положений (выводов, рекомендаций), вытекающих из его эксперимента, признавалась многими учеными и руководителями народного образования, и результаты исследования как бы послужили основанием для реформы начального обучения в 70-х годах ХХ в., когда оно стало трехлетним. Фактически же тогда идеи Л.В. Занкова в массовой практике использованы не были. Изменения в школе выразились лишь в уплотнении учебных программ и сокращении срока начального обучения до трех лет, а дидактические характеристики остались прежними.
Однако педагогические идеи Л.В. Занкова о том, каким должно быть обучение детей в школе, не остались лишь в истории. Они нашли свое отражение при разработке современных концепций среднего образования. Это в первую очередь относится к концепции, представленной в конце 80-х годов ХХ в. Временным научно-исследовательским коллективом "Школа" и принятой Всесоюзным съездом по народному образованию (декабрь 1988). Положения концепции о школе развивающей и развивающейся, о роли эксперимента как условии движения школьного образования, о роли совместной деятельности детей и взрослых в процессе обучения, об обращении к мировой культуре, истории, духовным ценностям как источникам формирования содержания образования, об изменении подхода к выявлению результативности обучения, о вариантности образования и другие полностью согласуются с тем, что в течение многих лет отстаивал и обосновывал своими исследованиями Л. В. Занков. Эти идеи нашли отражение и в "Законе об образовании" Российской Федерации.
Принятие названной концепции на официальном уровне резко изменило положение системы Л. В. Занкова. Она оказалась готовой к тому, чтобы через ее реализацию воплощать новые идеи в массовую школьную практику. В 90-х годах она (равно как и система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова) признается Министерством образования РФ в качестве государственной наряду с традиционной системой обучения.
Таким образом, ведущая роль в развитии принадлежит обучению: изменение построения обучения влечет за собой изменение психического облика школьника.
Обучение действует, преломляясь через внутренние особенности ребенка, в результате чего каждый ребенок под влиянием одной и той же формы обучения достигает своих ступеней развития.
Цели обучения:
общее психическое развитие личности;
создание основы для всестороннего гармоничного развития.
Содержание образования:
Богатое содержание начального образования, которое дает учащимся общую картину мира на основе ценностей науки, литературы, искусства.
Дидактические принципы системы:
обучение на высоком уровне трудности;
изучение программного материала быстрым темпом;
ведущая роль теоретических знаний;
осознание школьниками процесса учения;
общее развитие всех учащихся, в том числе и наиболее сильных, и наиболее слабых.
Свойства методической системы: многогранность; процессуальность познания; разрешение коллизий; вариативность.
Особенности организационных форм:
Урок - основная форма организации обучения, но более динамичен, гибок; меняется его содержание.
Это интересно:
Псевдобульбарная форма дизартрии
Эта форма дизартрии отмечается у многих детей с нарушениями развития, проходящими обучение во вспомогательных школах. При этом у таких детей уровень интеллектуального развития может оставаться нормальным, однако тяжелейшие нарушения речи являются порой основной и единственной причиной, по которой р ...
Сущность педагогических инноваций
Педагогические инновации (другими словами нововведения) определяются в педагогической науке с нескольких точек зрения. Во-первых, под педагогической инновацией понимается целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (определённые новшества), которые улучшают хара ...
Структура занятий по
ознакомлению детей с жанрами прозы и поэзии
На специальных занятиях воспитатель может читать детям или рассказывать. Читать он может наизусть или по книге. Одна из задач занятий состоит в том, чтобы научить детей слушать чтеца или рассказчика. Только научившись слушать чужую речь, дети получают способность запоминать ее содержание и форму, у ...