Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Становление экспериментальной системы обучения Л.В. Занкова

Педагогика и воспитание » Анализ современной дидактической концепции Занкова » Становление экспериментальной системы обучения Л.В. Занкова

Страница 3

В работах Л. В. Занкова находим следующие определения общего развития, которые по ходу исследования видоизменялись и уточнялись. "Под общим развитием мы понимаем развитие личности ребенка, всех ее сторон . Если иметь в виду традиционное деление психики на ум, волю и чувства, то общее развитие включает в себя все эти три линии. Мы убеждены, однако, в том, что упомянутое трехчленное деление обречено на отмирание: оно несомненно будет заменено другими направлениями психологического анализа. Поэтому мы и не пользуемся им, а предпочитаем говорить об изучаемых нами анализирующем наблюдении, отвлеченном мышлении и практических действиях как о формах психической деятельности. Конечно, наблюдение и мышление больше подходят к первой аналитической линии, т. е. к умственной деятельности (в современных пособиях по психологии их обычно называют "познавательными процессами"). Однако вряд ли можно сомневаться в том, что при выполнении заданий, которые предлагались нами школьникам в целях изучения наблюдения и мышления, существенное место занимает то, что обычно называют "познанием цели действия", "подчинением своих действий поставленной задаче", "волевым усилием", т. е. то, что относится к области воли. И уж совершенно ясно, что в практических действиях, направленных на изготовление материального объекта, познавательные процессы невозможно отделить от волевых актов". Изучение развития по названным линиям могло служить и исследованию эмоциональных реакций учащихся.

В монографии "Обучение и развитие" общее развитие рассматривается как целостное движение психики. "В изучении хода общего развития мы исходим из представления о целостности развития . Общее психическое развитие ребенка происходит как поступательное движение его взаимодействия с окружающим миром". И затем ставится и обсуждается вопрос о том, как проникнуть в эту целостность. "Какова же целесообразная структура методики психологического изучения развития? — пишет автор.— Адекватным мы считаем изучение по линиям развития психической деятельности. Своеобразие каждой из них как определенной формы проявления единого дает возможность проникнуть в сущность поступательного движения психической деятельности. Отмеченный способ изучения отвечает требованиям анализа как разложения на единицы. Такой анализ дает возможность познать целое, в то время как противоположный ему вид анализа — разложение на элементы — уничтожает свойства целого". Далее обосновывается адекватность методик изучения наблюдательности, мышления, практических действий задаче изучения общего развития школьников, показывается, что эти линии развития, отличаясь своеобразием по своему содержанию и структуре, в то же время при определенной методике их исследования отражают характер психической деятельности с точки зрения ее целостности.

Из приведенной трактовки Л.В. Занковым общего развития и способов его изучения следует вывод: исследовательский подход к проблеме развития психики ребенка, при котором для изучения выделяются единицы психической деятельности, репрезентирующие целое (подобно тому, как капля воды дает возможность познать свойства воды в целом), удовлетворяет утверждению Л. С. Выготского о том, что в психике "существует динамическая смысловая система, представляющая собой единство аффективных и интеллектуальных процессов", его стремлению продвигаться при изучении развития психики к раскрытию, к познанию функционирования этого единства, а не только интеллекта, не только сознания.

Таким образом, если обычно при изучении зависимости развития от обучения, а также при построении обучения, эффективного для развития детей, используют положение Выготского о ведущей роли обучения в развитии, о необходимости опираться на зону ближайшего развития, то для Занкова не меньшее значение имело и другое фундаментальное положение Выготского — о необходимости создавать условия, обеспечивающие единство функционирования аффективных и интеллектуальных процессов, которое и выступает как внутренний фактор, определяющий развитие.

Именно так строилась экспериментальная система обучения, созданная под руководством Л. В. Занкова.

Страницы: 1 2 3 

Это интересно:

Сущность понятия пространственного мышления
Проблема формирования пространственного мышления школьников не нова для методики обучения математики, а об актуальности её говорится и пишется уже не одно столетие. Но анализ психолого-педагогической литературы показывает, что со времен Ф. Клейна (1849-1925 гг.) мало, что изменилось в решении этой ...

Физическая подготовка школьника
Физическая подготовка школьника делится на три этапа по периодам обучения. В младшем звене преимущественно нужно развивать общую выносливость посредством постепенного увеличения количества движения во всех разделах школьной программы. Наиболее перспективными качествами нужно признать развитие ловко ...

Установление зависимости между развитием познавательного интереса и использованием занимательного материала
Планирование исследования Для подтверждения или опровержения гипотезы мы составили план исследовательской работы: 1) подбор диагностического (занимательного) материала; 2) определение контрольной и экспериментальной группы; 3) проведение констатирующего эксперимента с целью определения уровня позна ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru