Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Становление экспериментальной системы обучения Л.В. Занкова

Педагогика и воспитание » Анализ современной дидактической концепции Занкова » Становление экспериментальной системы обучения Л.В. Занкова

Страница 1

Проблема соотношения обучения и развития психики ребенка была в центре внимания Леонида Владимировича Занкова на протяжении всех этапов его научно-исследовательской деятельности. Еще в 20–40-е годы ХХ в., занимаясь изучением психики аномального ребенка, он одновременно исследовал и педагогические условия, влияющие на особенности развития этих детей, разрабатывал пути коррекции выявляемых особенностей средствами обучения.

В 50-х годах Л.В. Занков приступил к исследованиям в области педагогики. Это был внутренне мотивированный шаг в его научной деятельности: здесь раскрывался больший простор для применения его знаний о психическом развитии ребенка, осуществления дальнейших исследований детского развития в зависимости от построения обучения, влияния на школьную практику. Проблема соотношения обучения и развития выдвигается на этом этапе для специального исследования.

Л. В. Занков, ставя перед собой и коллективом лаборатории задачу — раскрыть в результате исследования характер объективной закономерной связи между построением обучения и ходом общего развития школьников, исходил из определенных теоретических и практических предпосылок.

В теоретическом плане он отталкивался от прочно утвердившегося к тому времени в психологии и в педагогике положения о ведущей роли обучения в развитии, которое, как известно, было выдвинуто Л. С. Выготским в рамках его культурно-исторической теории развития психики и знаменовало собой переход психологической науки на позиции диалектико-материалистической методологии и впоследствии явилось направляющим началом в развертывании исследований в области психологии. Фактически оно определяло собой и подход к организации образовательного процесса в советской школе, поскольку признавалось, что в процессе обучения происходит и усвоение знаний, и развитие учащихся.

Л.В. Занков, как ученик и соратник Л. С. Выготского, также разделял это положение. Однако, рассуждал Занков, отсутствуют достоверные научные факты, полученные в психологических и педагогических исследованиях, которые бы его обосновывали и раскрывали, как реально протекает процесс развития детей в тех или иных конкретных педагогических условиях. Без таких фактов, считал он, проблема соотношения обучения и развития решена быть не может.

Заслуга Л. В. Занкова как раз и состоит в том, что он поставил вопрос о зависимости развития от обучения на фундамент конкретного исследования, предполагающего изменить построение обучения, существующее в практике, и изучить развитие детей в этих измененных условиях.

Всесильно ли обучение? Можно ли достичь при неких оптимальных условиях одинаково высокого уровня развития всех учащихся? Существуют ли внутренние причины, кроющиеся в индивидуальных и возрастных особенностях ребенка и определяют ли они наряду с обучением, на какой ступени развития окажется ребенок? Как выявить влияние внутренних факторов на развитие, если таковое имеется? Эти вопросы изначально обусловливали направление исследования проблемы обучения и развития в лаборатории Л.В. Занкова. Необходимость их решения отражена уже в формулировке задачи исследования, и их выдвижение свидетельствовало о том, что ученый не стоял на позиции признания прямолинейности влияния обучения на развитие, а видел наличие причин развития и в самом ребенке.

Мысль о том, что ребенок обладает внутренним миром, сложившимся до начала его школьной жизни, что этот внутренний мир — мощная сила, определяющая ход психического развития (если, конечно, эту силу пробудить в процессе обучения) — красной нитью проходит через исследования и труды Л. В. Занкова. Он постоянно возвращался к ней в своих докладах и выступлениях. Приведем некоторые из его высказываний.

В докладе "Изучение развития учащихся в педагогических исследованиях" (14.04.1960) он отмечал: "Нельзя пока сказать, в чем проявляется развитие при условии воздействия внешнего через внутреннее, потому что психология не располагает фактами, собранными с этих позиций. Факты, собранные по нашей теме, дадут возможность раскрыть сложность развития . Есть основа, внутренне мотивирующая развитие отдельных сторон личности: это внутренняя жизнь ребенка, его стремления, побуждения. В высшей степени важна забота о внутренних побуждениях, мотивах, полноценной жизни ребенка — и в этих условиях изучать развитие".

Ту же мысль он развил в докладе "Педагогика и психология" (28.10.1967): "Нужно продвигаться и продвигаться в направлении раскрытия внешних (к чему относятся все социальные воздействия, в том числе и педагогические) и внутренних причин развития . Наивно думать, что педагог захотел и получил, что захотел. Нет, на определенном этапе происходит раздвоение единого и борьба между противоположностями . При изучении развития нельзя ограничиваться сравнением только того, каким ученик был до обучения и каким стал после обучения. Нужно сопоставлять и то, что ученик приобрел в процессе обучения с тем, к чему он пришел под его влиянием. Надо вскрыть, как, с какого момента в процесс получения новых знаний начинает "вклиниваться" уже накопленный опыт и как все это способствует не только тому, что ученик усваивает преподносимое ему учителем, но и тому, что у него самостоятельно возникают новые психические образования, которые как раз и являются "прибавочными" и определяют собственно развитие".

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Профессиональная подготовка по индивидуальным планам
Тематический план № П/П тема Количество часов теория практ. всего 1 Музыкально-теоретические дисциплины Эстрадная музыка XX - XXI века 8 - 8 Вокально-инструментальный ансамбль как базовое современное направление в искусстве 12 - 12 Вопросы музыкальной формы 6 6 12 2 Профессиональная подготовка Исто ...

Знакомство с красками
1. Задача ребенка полностью раскрасить лист бумаги разными красками. При этом цвета должны плавно переходить один в другой - растушевываться с помощью воды. Наблюдать за свойствами красок, обратить внимание на оттенки получаемые на "стыках" цветов, переходы одного цвета в другой. Пример: ...

Роль геометрического материала в формировании и пространственного мышления младших школьников
Знания о пространстве, пространственная ориентировка развиваются в условиях разнообразных видов деятельности младших школьников: в играх, наблюдениях, трудовых процессах, в рисовании, конструировании и лепке. Особо важная роль в формировании пространственного мышления принадлежит математике, котора ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru