Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Сущность понятий творчества, творческая деятельность, творческие способности

Педагогика и воспитание » Развитие творческих способностей учащихся на занятиях по батику в 5-6 классах » Сущность понятий творчества, творческая деятельность, творческие способности

Страница 2

Творческая деятельность невозможна без репродуктивной деятельности, ибо мышление вообще невозможно без памяти. Творчество есть момент взаимосвязи, диалектического единства продуктивного и репродуктивного. Исходя из общеметодологического принципа понимания развития как диалектического единства старого и нового, творчество рассматривается как процесс созидательного преобразования.

В основе творчества лежит умение из элементов создавать построение, комбинировать старое в новые сочетания. Комбинирующая деятельность воображения основана на прежнем опыте, его реорганизации и формировании новых комбинаций, знаний, умений. Необходимым условием развития творчества является его многообразные связи с культурным целым. Развитие индивида вне общества и без деятельности невозможно. Поэтому формула "развитие человека как самоцель творчества" означает следующее: а) развитие общественного человека, общества, создающего более благоприятные условия для расцвета каждой индивидуальности: б) самореализация личности, ее творческих способностей, достижение определенных объективных результатов, благодаря которым и происходит развитие общества.

В.И. Андреев рассматривает ряд существенных признаков, присущих творчеству как виду человеческой деятельности: а) наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи; б) социальная и личная значимость и прогрессивность, т.е. она вносит вклад в развитие общества и личности; в) наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества; г) наличие субъективных (личностных качеств - знаний, умений, положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества; д) новизна и оригинальность процесса или результата.

Если из названных признаков осмысленно исключить хотя бы один, то творческая деятельность либо не состоится, либо деятельность не может быть названа творческой. В.И. Андреев справедливо утверждает, что "неотъемлемым атрибутом творчества следует считать критерий развития человека, человеческой личности, человеческой культуры и общества в целом. Другими словами, истинное творчество должно с необходимостью приводить к развитию человеческой личности, развитию человеческой культуры".

Определение понятия «Способности»

Способности - индивидуально-психологические особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения той или иной деятельности. Сложное синтетическое образование, включающее ряд качеств, без которых, человек не был способен к какой-либо деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определённым образом организованной деятельности вырабатываются. Индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения. Развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности, которые, с одной стороны, выступают как результат ее активной учебно-познавательной деятельности, а с другой - обусловливают высокую степень умелости и успешности этой деятельности.

Отличие способностей от знаний, умений, навыков

Способности не сводятся к знаниям, умениям, навыкам. С одной стороны, способности - предпосылка овладения знаниями и умениями, с другой - в процессе этого овладения происходит формирование способностей.

Процесс создания и развития способностей.

Способности создаются в деятельности. Способности развиваются на основе различных психофизических функций и психических процессов. Развитие способностей совершается по спирали.

В процессе развития способностей происходит подготовка анатомо-физиологической основы, идёт становление задатков небиологического плана, складывается и достигает соответствующего уровня нужная способность.

Способности формируются, а, следовательно, и обнаруживаются только в процессе соответствующей деятельности.

Личностный подход к определению способностей.

Личность рассматривается не только как формирующаяся в процессе деятельности, но и предопределяющая характер деятельности.

Роль задатков в развитии способностей.

Врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, обусловливающие природные индивидуальные различия между людьми. Задатки влияют на процесс формирования и развития способностей.

Страницы: 1 2 

Это интересно:

Клиническая характеристика детей с нарушением интеллекта младшего школьного возраста, особенности слухоартикуляционного анализа
Умственная отсталость – это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер. Большинство среди умственно отсталых составляют лица, им ...

Элементы парных и бальных танцев
Боковой галоп. Разучиваются на счёт ``раз и, два и``. Движения легкие, полётные, пружинящие. На счёт ``раз`` делается небольшой шаг с подскоком правой ногой в сторону, на ``и`` скользящим движением подтягивается левая нога к правой в естественную позицию. Правая нога тотчас же отводится в сторону [ ...

Дидактическая эффективность использования ЭВМ при моделировании учебного процесса
Опыт внедрения компьютера в учебный процесс позволил выявить 3 основные проблемы: теория обучения с помощью ЭВМ, технология компьютерного обучения, методика проектирования обучающих программ. Решение проблем первой группы должно опираться на качественно новый анализ основных компонентов деятельност ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru