Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Самостоятельность как условие формирования профессиональной компетентности специалиста

Страница 4

Самостоятельность как субъектное свойство личности редко становилось предметом специального научного рассмотрения. Исследователи, употребляя данное понятие и отмечая его важное значение во всех сферах жизнедеятельности человека, как правило, не дают содержательных характеристик самостоятельности. Большое разнообразие в понимании самостоятельности свидетельствует о многогранности и сложности данного феномена Самостоятельность, выступая как субъектное свойство личности, интегрирует в себе как активные, деятельные (активность, инициативность, самодвижение и самодетерминация), так и гносеологические, созерцательные (сознание, рефлексивность, теоретическое мышление) характеристики субъектности. Только в неразрывном единстве активных и созерцательных компонентов самостоятельность является субъектным свойством.

В отечественной психологии самостоятельность рассматривается врамках изучения активности личности. В понимании большинства исследователей активность и самостоятельность являются взаимосвязанными, но нетождественными друг другу феноменами. Активность, будучи самодостаточной, выступает необходимым условием самостоятельности.

Ядро самостоятельности как субъектного свойства личности составляет саморегуляция познавательных психических процессов, и, в первую очередь, самостоятельность мышления. В формировании самостоятельности мышления существенное значение имеют коммуникативные аспекты. Роль коммуникации в формировании самостоятельности мышлении заключается в том, что скрытое противоречие актуализируется и выступает в виде различных мнений, что побуждает субъекта к выработке своей собственной позиции. Высшим уровнем развития самостоятельности мышления является интеллектуальная инициатива и научное творчество. Самостоятельность как субъектное свойство личности по-разному проявляется на каждом из уровней развития субъектности личности. На уровне "парциального" субъекта самостоятельность выступает как результат овладения деятельностью и способ ее индивидуального выполнения. На уровне субъекта жизни самостоятельность определяется как сознательная мотивированность и обоснованность, неподверженность влияниям жизни в целом.

Существует подход, согласно которому понятия субъектность и самостоятельность практически отождествляются. Субъект проявляет себя в актах самодетерминации и самодвижения, его деятельность характеризуется самостоятельным принятием решений, самостоятельной постановкой целей.

Развитие самостоятельности является необходимым условием и одной из целей обучения в вузе. Для формирования самостоятельности необходима специальная организация учебной деятельности, способствующая приобщению студента к самостоятельному добыванию знаний, выработке у него способности и потребности действовать независимо.

Развитие самостоятельности мышления и деятельности в процессе обучения в вузе является основным условием и механизмом дальнейшего профессионального самообразования и личностного саморазвития.

Страницы: 1 2 3 4 

Это интересно:

Феномен внимания в психологии
Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Дети, начинающие обучаться в школе, чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости своего вним ...

Актуальность и необходимость гражданского и патриотического воспитания в условиях современной России
Сегодня, когда мы наблюдаем крушение идеалов, нравственных и духовных ориентиров, тема гражданского и патриотического воспитания становится особенно актуальной. Распад СССР и дальнейшая дезинтеграция российского общества оказали влияние на развитие гражданского и патриотического воспитания. Граждан ...

Реализация педагогической поддержки детей 3-4 лет в период адаптации в ДОУ
Реализация основной части «Программы педагогической поддержки семьи и ребенка в период адаптации к ДОУ» была организована нами в период с 24.09.2012 по 23.11.2012г. Все мероприятия организованные нами с участниками педагогического процесса проходили строго в соответствии с Перспективным планировани ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru