Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Самостоятельность как субъектное свойство личности редко становилось предметом специального научного рассмотрения. Исследователи, употребляя данное понятие и отмечая его важное значение во всех сферах жизнедеятельности человека, как правило, не дают содержательных характеристик самостоятельности. Большое разнообразие в понимании самостоятельности свидетельствует о многогранности и сложности данного феномена Самостоятельность, выступая как субъектное свойство личности, интегрирует в себе как активные, деятельные (активность, инициативность, самодвижение и самодетерминация), так и гносеологические, созерцательные (сознание, рефлексивность, теоретическое мышление) характеристики субъектности. Только в неразрывном единстве активных и созерцательных компонентов самостоятельность является субъектным свойством.
В отечественной психологии самостоятельность рассматривается врамках изучения активности личности. В понимании большинства исследователей активность и самостоятельность являются взаимосвязанными, но нетождественными друг другу феноменами. Активность, будучи самодостаточной, выступает необходимым условием самостоятельности.
Ядро самостоятельности как субъектного свойства личности составляет саморегуляция познавательных психических процессов, и, в первую очередь, самостоятельность мышления. В формировании самостоятельности мышления существенное значение имеют коммуникативные аспекты. Роль коммуникации в формировании самостоятельности мышлении заключается в том, что скрытое противоречие актуализируется и выступает в виде различных мнений, что побуждает субъекта к выработке своей собственной позиции. Высшим уровнем развития самостоятельности мышления является интеллектуальная инициатива и научное творчество. Самостоятельность как субъектное свойство личности по-разному проявляется на каждом из уровней развития субъектности личности. На уровне "парциального" субъекта самостоятельность выступает как результат овладения деятельностью и способ ее индивидуального выполнения. На уровне субъекта жизни самостоятельность определяется как сознательная мотивированность и обоснованность, неподверженность влияниям жизни в целом.
Существует подход, согласно которому понятия субъектность и самостоятельность практически отождествляются. Субъект проявляет себя в актах самодетерминации и самодвижения, его деятельность характеризуется самостоятельным принятием решений, самостоятельной постановкой целей.
Развитие самостоятельности является необходимым условием и одной из целей обучения в вузе. Для формирования самостоятельности необходима специальная организация учебной деятельности, способствующая приобщению студента к самостоятельному добыванию знаний, выработке у него способности и потребности действовать независимо.
Развитие самостоятельности мышления и деятельности в процессе обучения в вузе является основным условием и механизмом дальнейшего профессионального самообразования и личностного саморазвития.
Это интересно:
Характеристика воспитательной системы гимназии
Экспериментальная гимназия №9 находится по адресу: г.Караганда 12 микрорайон, д.27. В соответствии с целью дипломной работы нам необходимо рассмотреть воспитательную систему в гимназии. Воспитательный процесс в гимназии представляет собой целую систему воспитания и развития на основе синхронно-моду ...
Опытно-экспериментальная работа по формированию пространственного
мышления у учащихся во втором классе на уроках математики
Цели исследования: выявление уровня сформированности пространственного мышления у детей младшего школьного возраста, поиск наиболее эффективных способов формирования этого вида мышления; составление и апробация программы формирования пространственного мышления у учащихся второго класса. Этапы: 1. К ...
Разработка комплекса коррекционно-развивающих упражнений
Экспериментальное исследование показало достаточно низкий уровень сформированности игровой деятельности у дошкольников 5-6 лет с общим недоразвитием речи. Для коррекции выявленных недостатков (несовершенство игровых действий, обеднённость сюжетов, отсутствие интереса к предметам - заменителям, край ...