Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Самостоятельность как условие формирования профессиональной компетентности специалиста

Страница 1

Результаты теоретического анализа разработки проблемы профессиональной компетентности специалиста в отечественной психологии показали, что самостоятельность является важной характеристикой при формировании профессиональной компетентности. Самостоятельность известна каждому человеку, и в житейской психологии определена достаточно четко. Однако, предметом научного осмысления в психологии самостоятельность становилась только в рамках прикладных исследований других характеристик и феноменов (активности, творчества, критичности и т.д.).

В связи с этим необходимо определить место и роль самостоятельности, установить, как обнаруживает и проявляет себя это качество при формировании профессиональной компетентности специалиста.

Самостоятельность, выступая как качество профессиональной компетентности специалиста, интегрирует в себе как активные, деятельные (активность, инициативность, самодвижение и самодетерминация), так и гносеологические, созерцательные (сознание, рефлексивность, теоретическое мышление) характеристики компетентности. Только в неразрывном единстве активных и созерцательных компонентов самостоятельность является качеством профессиональной компетентностью.

Ядро самостоятельности как субъектного свойства личности составляет саморегуляция познавательных психических процессов, и, в первую очередь, самостоятельность мышления.

Регуляторная функция личности имеет два аспекта: побудительный и исполнительский. Побудительный и исполнительский аспекты регуляторной функции личности не всегда развиваются в единстве. В одних случаях может преобладать побудительный аспект, в других — исполнительский. По-видимому, ни в том, ни в другом случае личность нельзя назвать самостоятельной. Самостоятельность связана с таким уровнем развития личности, когда достигается единство между побудительным и исполнительским аспектами регуляторной функции.

В регуляции субъектом своей деятельности выделяются три уровня в зависимости от объекта регуляции.

Первый уровень предполагает регуляцию самих действий с целью их преобразования в соответствии с логикой объекта. Этот уровень регуляции человека своими умственными действиями в процессе решения задач в психологии называют "познавательной самостоятельностью".

Второй уровень связан с изменением посредством действий предметов и объектов, а также обстоятельств и людей.

Третий уровень характеризуется изменением самой личности под влиянием обстоятельств и в процессе изменения этих обстоятельств. Этот наиболее высокий уровень регуляции — саморегуляция - и есть самостоятельность как субъектное свойство личности. На этом уровне регуляции самостоятельность выступает как дееспособность личности, как активность и способность к мобилизации и концентрации всех жизненных сил. При саморегуляции субъект соотносит свои стремления с реальными возможностями и способностями.

Анализ активной, действенной стороны самостоятельности следует дополнить рассмотрением ее гносеологического компонента, раскрывающегося через характеристики самостоятельного мышления. Самостоятельность мышления рассматривается в психологии в связи с овладением способами интеллектуальной деятельности и решением творческих задач.

В современных исследованиях мышления при всем разнообразии подходов прослеживается общая тенденция — метафизическое противопоставление и разрыв воспроизводящей и творческой деятельности личности в процессе познания. Воспроизводящая деятельность рассматривается при этом как начальный этап мышления, творческая деятельность - как второй, высший его этап.

При таком подходе самостоятельность мышления рассматривается лишь в русле творческой деятельности, первым этапом которой является постановка проблемы. Однако известно, что при определенных условиях приобретение знаний и превращение их в опыт личности может вызывать критическую работу мысли, вырабатывать собственную точку зрения, собственное мнение и убеждения. Данное обстоятельство позволяет полагать, что предпосылки творчества и самостоятельности мышления закладываются уже на том этапе познания, когда осуществляется переход от незнания к знанию, т. е. в самом процессе усвоения знаний. В этом случае самостоятельность мышления выступает как способность личности "переводить" суждения, возникающие в ходе усвоения знаний, в собственные мнения и убеждения.

Первооснова потенций человека как профессионала заключается в неразрывной взаимосвязи индивидуальных возможностей умственной активности и саморегуляции. Индивидуальные различия в саморегуляции оказывают влияние на протекание и продуктивность интеллектуальной деятельности личности. Таким образом, саморегуляция рассматривается как фактор общей одаренности, высоких интеллектуальных способностей человека.

В исследованиях интеллектуальной активности личности выделяются два основных подхода. Первое направление (А.И. Крушюв, Н.С. Лейтес, В.Н. Сагатовский и др.) рассматривает интеллектуальную активность как интенсивность умственной деятельности и исследует ее через количественную характеристику последней (измеряются напряженность, скорость, длительность процесса интеллектуальной деятельности).

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Высказывания. Логические операции
Цель: сформировать у учеников понятие о математической логике, логике высказываний. Задачи: – сформировать у учеников понятие о высказываниях, логике высказываний. – развить практические навыки решения задач по данному материалу. – формирование у детей научного мировоззрения. План урока: 1. Орг. ча ...

Условия развития профессионального педагогического самосознания в тренинге
В предложенной Л.М. Митиной (1994) модели профессионального развития учителя движущей силой является процесс саморазвития, понимаемого как внутренняя активность учителя по качественному преобразованию себя самого, самоизменению. Переживание противоречия отраженного Я и Я-действующего побуждает учит ...

Методические особенности проведения интегрированных уроков
В интегрированном уроке объединяются блоки знаний двух-трех различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, старые необходимы для ее реализации. Интеграция спо ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru