Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Самостоятельность как условие формирования профессиональной компетентности специалиста

Страница 3

Особым подходом к пониманию самостоятельности является отождествление самостоятельности и субъектности (А.К. Осницкий). В таком случае развитие самостоятельности возможно в реалиях его субъектной деятельности. Под субъектной деятельностью пониматься в целом продуктивная самостоятельность, самостоятельная активность человека. Субъектное отношение обеспечивается субъектными особенностями регуляции деятельности человека. Среди них: направленность, осознанность, активность, умелость в действиях и склонность к сотрудничеству.

Субъектность и самостоятельность имеют различные сферы проявления:

самостоятельного исполнения;

самостоятельного поиска лучших способов решения задач;

совершенствования своих возможностей;

исследования ситуации;

определения очередных целей;

переоценки ценностей.

Самостоятельность как субъектное свойство личности редко становилось предметом рассмотрения в теоретических разделах психологии. Прикладные аспекты самостоятельности исследовались преимущественно в рамках педагогической психологии. В связи с тем, что обучение в вузе требует высокого уровня самостоятельности субъекта учебной деятельности, наибольшее количество работ посвящено самостоятельности.

В психолого-педагогической науке самостоятельность принято рассматривать как свойство личности, характеризующееся двумя факторами:

1) совокупностью средств (знаний, умений и навыков), которыми обладает субъект;

2) отношением личности к процессу деятельности, ее результатам и условиям осуществления. Самостоятельность рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах: как характеристика деятельности в конкретной ситуации и как черта личности. Как характеристика деятельности в конкретной ситуации самостоятельность представляет собой способность достигать целей деятельности без посторонней помощи.

Признаками самостоятельности студента являются: умение планировать, принять решение и обосновать его, выбрать рациональные методы деятельности, работать с литературой, проявлять творческую активность, систематически контролировать ход и результаты выполнения работы, корректировать и совершенствовать ее. Уровень самостоятельности студента измеряется полученным результатом в практической деятельности, т.е. способностью достигать запланированного результата без посторонней помощи, соотнесенного с его сознательной заинтересованностью и познавательными возможностями на данный момент.

Выделяются следующие уровни развития самостоятельности как профессиональной компетентности специалиста:

1) Дезинтегрированная самостоятельность. Студент, обладая отдельными навыками, формирование которых предполагается учебной программой, не способен применять их в рамках учебного процесса. В этом случае наблюдается несовпадение целей субъекта с целями учебного процесса.

2) Суггестивная самостоятельность. Применение студентом усвоенного набора навыков механически подчинено целям учебного процесса.

3) Интегрированная самостоятельность. Студент активно применяет формирующиеся навыки. При этом само формирование навыков осознается им как самоценная цель.

Рассматриваются также внешние и внутренние характеристики самостоятельности. К внешним признакам относятся планирование деятельности, выполнение задания без непосредственного участия преподавателя, систематический самоконтроль за ходом и результатом работы, ее последующее корректирование и совершенствование. Внутреннюю сторону самостоятельности составляют потребностно-мотивационная сфера, умственные, физические и нравственно-волевые усилия обучающихся, направленные на достижение целей без посторонней помощи. Различается самостоятельность в процессе воспроизводящей деятельности, функционально являющейся первичной формой самостоятельности, и творческая самостоятельность, высшим уровнем которой является самостоятельная постановка и решение проблем.

Самостоятельность как личностное качество, как форма субъектной активности наиболее ярко обнаруживается в условиях выбора, т.е. в условиях разрешения противоречий, преодоления барьеров, в условиях "сопротивления" объектов, предметов, людей и т.д. Самостоятельность личности не является отдельной подструктурой личности, а выступает как "интегратор" психических процессов и индивидуально-типологических особенностей личности.

В самостоятельности личности студента обнаруживается единство его самосознания и самоуправления, когда сознательно моделируются такие ситуации, в которых максимально выявляются ее возможности и тем самым максимально и адекватно реализуется ее деятельная сущность.

Развитие самостоятельности является необходимым условием и одной из целей обучения в вузе. Для формирования самостоятельности необходима специальная организация учебной деятельности, способствующая приобщению студента к самостоятельному добыванию знаний, выработке у них способности и потребности действовать независимо.

Развитие самостоятельности мышления и деятельности в процессе обучения в вузе является основным условием и механизмом дальнейшего профессионального самообразования и личностного саморазвития. Анализ самостоятельности как компонента субъектного ядра личности позволил выделить основные грани ее рассмотрения в отечественной психологической науке и сформулировать следующие выводы.

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Многообразие структур уроков предполагает разнообразие и их типов
Общепринятой классификации уроков в современной дидактике нет. Это объясняется целым рядом обстоятельств, но, прежде всего сложностью и многосторонностью процесса взаимодействия учителя и учащихся, протекающего на уроке. Наиболее разработанной и используемой на практике является классификация, пред ...

Организация педагогического процесса в разновозрастных группах
Организация педагогического процесса в разновозрастных группах имеет свои особенности и сложности, требует от педагога знания программ всех возрастных групп, умения сопоставлять программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей, способности правильно распределять внимание, ...

Познавательные процессы у детей дошкольников возраста
К познавательным процессам детей старшего дошкольного возраста относятся: восприятие, внимание, память, воображение, мышление, а так же речь (устную и письменную). Компонент информации включает в себя: собственно информацию, источники информации. Собственно информация состоит из отдельных сведений, ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru