Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Последовательность освоения гласных и согласных фонем. Типичные ошибки в произношении слов

Педагогика и воспитание » Освоение ребенком звукового строя языка » Последовательность освоения гласных и согласных фонем. Типичные ошибки в произношении слов

Ребенок усваивает звуки родного языка постепенно, начиная с более простых по артикуляции. Чем сложнее работа органов речедвигательного аппарата для произнесения звука, тем позднее ребенок его осваивает. Почти все дети к началу третьего года произносят ударные гласные и более простые по артикуляции согласные: смычные губные м, п, б, м', п', б'; смычные переднеязычные т, д, н, т, д', н'; смычный заднеязычный к; щелевой среднеязычный й. Несколько позже ребенок овладевает щелевыми губными в, ф; щелевыми переднеязычными с, з, ш, ж; в последнюю очередь - переднеязычным л и дрожащим р.

Значительную трудность в артикуляционном отношении представляют для детей младшего дошкольного возраста согласные переднеязычные щелевые. Трудные звуки в речи пропускаются или заменяются другими, более легкими, которыми ребенок уже овладел.

Характерная особенность звуковой стороны речи детей двух-трех лет - появление мягких согласных переднеязычных раньше твердых (т, д, н). Это объясняется тем, что положение передней части языка не изменяется при произнесении мягких согласных т', д', н', но для произнесения соответствующих твердых согласных необходимо понижение средней части языка в то время, как кончик языка приподнимается к верхним зубам, а это более сложная артикуляция, и требуется время для освоения артикуляции твердых согласных переднеязычных т, д, н.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство. Их наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов, нарушение слоговой структуры (сокращение слов: " апиед " вместо велосипед), неправильное ударение и пр.

На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Неустойчив еще и голос младших дошкольников: некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно (особенно, если не уверенны в правильности произношения), другие - крикливо. Педагог обращает внимание детей на то, что слова можно произносить с различной громкостью (шепотом, тихо, умеренно, громко), учит детей различать на слух, как громко говорят окружающие и они сами.

Наиболее типичные речевые ошибки.

В психолингвистике последних лет детская речь выделилась в отдельную отрасль: онтогенез речи (детская речь) или онтолингвистика. По этой проблеме проводятся международные симпозиумы, пишутся специальные учебники. Ребенок без специального обучения со стороны взрослых осваивает язык к четырем годам. При освоении языка ребенок делает множество ошибок, которые обусловлены тем, что он пытается применить ко всему говоримому наиболее общие правила. Возникает даже так называемый "промежуточный язык". Многие ошибки детей типичны, и зависят от их возраста и уровня языкового развития. Словотворчество детей отражает творческий характер языка и также подчиняется определенным закономерностям. Великий писатель Корней Чуковский, находясь в постоянном окружении сначала своих малолетних детей, а потом - своих внуков и - многочисленных правнуков, наблюдая за детьми, пишет книгу, которая называется "От двух до пяти". За свою сорокалетнюю деятельность Чуковский собрал огромный материал по развитию детей дошкольного возраста, показывающий последовательные ступени нормального развития ребенка в освоении родной речи и умственных способностей. Он показал, чего не надо делать педагогам, вносящим, как правило, отсебятину в нормальное развитие и тем самым чаще всего препятствующих ему. Из ребенка сразу хотят сделать взрослого, не учитывая, что процесс его развития - долгий и сложный процесс, который не позволяет пропускать необходимые промежуточные стадии. Корней Иванович Чуковский подчеркивал творческую силу ребенка, его поразительную чуткость к языку, которые выявляются особенно ярко в процессе словотворчества. Словотворчество, как усвоение обычных слов родного языка, имеет в своей основе подражание тем речевым стереотипам, которые дают детям окружающие люди. Ни одно "новое" детское слово нельзя считать абсолютно оригинальным, в словаре ребенка обязательно есть образец, по которому это слово и построено. Таким образом, усвоение речевых шаблонов и здесь является основой. Использование приставок, суффиксов, окончаний в новых словах детей всегда строго соответствует законам языка и грамматически всегда правильно - только сочетания неожиданны. Изменяя наши слова, ребенок чаще всего не замечает своего словотворчества и остается в уверенности, будто правильно повторяет услышанное. Какие же ошибки наиболее типичны и чем они интересны? Труднее всего детям даются глаголы, например: - Хватит спать! Давай вставай! - Вставаю, вставаю! Или - Ну что, нарисовал? - Нет, еще рисоваю! Такая форма глаголов не изобретена ребенком, он ведь постоянно слышит: ломаю - ломаешь; жую - жуешь; хватаю - хватаешь и т.д. Конечно, малышу намного проще использовать одну стандартную форму глагола. Поэтому, несмотря на поправки взрослых, ребенок упорно говорит по-своему. В основе этих ошибок, следовательно, лежит подражание часто употребляемой форме глагола, по образцу которой ребенок изменяет и все другие глаголы. Иногда такое подражание происходит по образцу только что услышанной формы глагола. Например, я говорила своей трехлетней дочери: "Риммочка, принеси, пожалуйста, мне расческу, я тебя причешу". А она в ответ: "Нешу, нешу!" Иногда дети, смутно услышав новое слово, убеждены, что запомнили его правильно. И думая, что повторяют это слово правильно, придумывают совершенно новое. - Положите мне на голову холодный мокресс! Он как бы сказал себе, что мокресс - это мокрая тряпка. Ведь не знает младенец латинского слова "копрессио" (сжатие) от которого происходит "компресс". - У мамы сердечко болела, и она пила болерьянку. Ребенок бессознательно требует, чтобы в звуке был смысл, чтобы в слове был живой, осязаемый образ; а если его нет, ребенок сам придаст непонятному слову желательный образ и смысл. Вентилятор у него - вертилятор; паутина - паукина. Опять вспоминаются слова моей дочери. Когда я выходила из ванной, она кричала мне вместо: "С легким паром!" - "С капитаном!" А Кореней Чуковский приводит такой пример своей трехлетней дочери. Услышав две строчки из стихотворения "Мойдодыр": И сейчас же щетки, щетки Затрещали, как трещотки… - Его дочь пыталась осмыслить их при помощи такой трансформации: И сейчас же щетки, щетки Затрещали, как три тетки. Еще одна четырехлетняя девочка услышала песню: Хоть ты сватай, хоть не сватай, Все равно тебя люблю… - На следующий день спела эту песню своей кукле: Хоть ты с ватой, хоть без ваты, Все равно тебя люблю. Случается и так, что в погоне за смыслом, ребенок приходит к глубокой бессмысленности. Услышав, например, песню, которая начиналась словами: Царь дрожащего творенья, - ребенок поет так: Царь, дрожащий от варенья. Для ребенка так гораздо понятнее, чем то, что он услышал от взрослых. Или вот еще: Мать причесывает четырехлетнюю Люду и нечаянно дергает ее волосы расческой. Люда хнычет, готова заплакать. Мать говорит в утешение: - Терпи, казак, атаманом будешь! Вечером Люда играет с куклой, причесывает ее и повторяет: - Терпи, коза, а то мамой будешь! Также дети умудряются заменять слова-действия словами-предметами. Копатка - это то, чем копают. Колоток - это то, чем колотя. И наоборот существительное превращают в глагол. - Отскорлупай мне яйцо. - Папа алекает по телефону. И здесь ребенок поступает в полном соответствии с нормами русского языка. Ведь в нашем родном языке есть слова - глаголы, произведенные от имен существительных. Остолбенеть - от слова столб. Поцеловать - от слова поцелуй. Кричать - от слова крик. Стучать - от слова стук. Тормозить - от слова тормоз. Так же от имен прилагательных: Краснеть - от слова красный; Твердеть - от слова твердый и т.д. И от междометий: хихикать, гавкать, кукарекать. Очень часто дети сталкиваются с трудностями, когда начинают изменять существительное по падежам. Они не понимают, почему столы - столов, а стулья - стульев? Не справляясь со сложностью грамматики русского языка, малыши образуют падежные окончания по какому-нибудь уже усвоенному образцу. "Возьмем все стулья и сделаем поезд", - предлагает трехлетний Женя своему приятелю. "Нет, - возражает тот, - здесь мало стулов". А вот Гера 3 лет 8 месяцев уже хорошо запомнил, что множественное число от слова "стул" - "стулья" и говорит: "У меня в комнате два стулья?" Когда в речи ребенка появляется творительный падеж, малыш долгое время образует его по шаблонной схеме путем присоединения к корню имени существительного окончание "-ом" независимо от рода существительного. - Мама шьет иголком. - Я играю с кошком. И т.д., т.е. по образцу склонения имен существительных мужского рода. Дети часто делают ошибки в родовых окончания имен существительных: "людь" (человек), "лошадиха" (лошадь). У четырехлетнего Севы отец - врач, но сам он, когда вырастет, будет "прач" (по его мнению, "прач" - это мужчина - прачка), так как ему ужасно нравится мыльная пена и пузыри. Трехлетнюю Люсю, напротив, прельстила профессия врача, и она решила, что когда будет большая, то станет "врачкой". Или: - Что ты ползешь, как черепаха? - говорят мальчику. А он отвечает: - Я не черепаха, а я черепах. - Синица - тетенька, а дяденька - синиц. Очень часто дети отрывают приставки от корня, вот что получается: - Ты такой неряха! - Нет, я ряха! Или: - Не плачь, он ударил тебя нечаянно. - Нет, чаяно! Иногда дети присоединяют предлоги к словам. Я еще не встречала таких малышей, которые не говорили бы слово "вунитаз". Очень типичны ошибки, которые дети делают в употреблении сравнительной степени имен прилагательных. В этом случае опять четко проявляется подражание ранее усвоенной форме. Мы говорим: "смешнее", "веселее", "бодрее" и т.д. Большинство имен прилагательных в сравнительной степени имеют именно такую форму, поэтому не удивительно, что мы слышим от малышей: хорошее, плохее, короткее и т.д. Ребятишки без всякого смущения образуют сравнительную степень даже от имен существительных. "А у нас есть сосны в саду!" - "Ну и что? А наш сад все равно сосне!" Иногда детям удается даже перекрещивать два слова. - Я поломою. (Мою пол.) - Смотри, какая жукашечка ползет! (Жук и букашечка.) - Мама, я боюсь, на полу паукан! (Паук и таракан.) К каждой маме ребенок в возрасте четырех лет пристает с такими вопросами: - Почему ручей? Надо бы журчей. Ведь он не ручит, а журчит. - Почему ты говоришь: ногти? Ногти у нас на ногах. А которые на руках - это рукти. - Почему ты говоришь: рыба клюет? Никакого клюва у нее нет. Нет такого ребенка, который в известный период своего духовного роста не задавал бы подобных вопросов. Этот период характеризуется самым пристальным вглядыванием в конструкцию каждого слова. О чем бы мы ни говорили с ребенком, мы не должны забывать, что он, впитывает в себя наши слова и требует, чтобы в них была безупречная логика. Мать рассердилась и сказала трехлетнему Ване: - Ты мне всю душу вымотал! Вечером пришла соседка. Мать, разговаривая с нею, пожаловалась: - У меня душа болит. Ваня, игравший в углу, рассудительно поправил ее: - Ты же сказала, что я тебе всю душу вымотал. Значит, у тебя души нет, и она не может болеть. Ведь ему еще не понять, что такое душа, но по своему трехлетнему опыту он знает, что, если что-то выпито, вылито, вымотано, оно перестает существовать. Ребенок бракует слова, если они не совпадают с его логикой: - Корова не бодает, а рогает. - Гуси идут гуськом, а утки - утьком. Иногда придумывают определения неизвестным им словам. Кочерга - жена кочегара. Судак - тот, которого судят. Начальная школа - это где начальники учатся. Дети все воспринимают буквально. Например, отец угрожающе говорит своему сыну: "Покричи у меня еще!" - сын принимает эту угрозу за просьбу и усиливает крик. Или: "Вот только попробуй!"… - и он пробует. А вот еще: "Скоро наступит лето?" - спрашивает дочка маму. "Скоро, ты и оглянуться не успеешь!" "Но я оглядываюсь, оглядываюсь, а лето все еще нет". Как-то раз моя дочь меня насмешила. Перед прогулкой, я уговаривала ее покушать, а она отказывалась. Я говорю: "Поешь, а то упадешь в голодный обморок". На что она мне отвечает: "А что, если я поем, то упаду в сытый обморок?" Вот еще история, рассказанная моей сестрой. Приходит ее муж с работы домой и говорит: "Я устал как собака!" Вдруг, полуторагодовалый малыш произносит: "Папа, ав-ав!" Он такой маленький, еще почти бессловесный, но уже воспринимает буквально все наши слова. Заметив, что суффикс - ка - придает словам уничижительный смысл (Ванька, Танька, Катька и т.д.), ребенок не видит, что окончание - ка применяется при других обстоятельствах. Он из нескольких функций той или иной части слова усваивает лишь одну и начисто отвергает другие. Многие ошибки ребенка этим и объясняются. - Ругаться нехорошо: надо говорить не "иголка с ниткой", а игола с нитой.

Это интересно:

Экспериментальные школы как пример педагогического эксперимента
Эпицентром поисков по реорганизации содержания, форм, методов школьного образования и воспитания оказались экспериментальные учебно-воспитательные учреждения (экспериментальные школы). Эти учреждения предназначены для проверки, выработки и обоснования новых педагогических идей с учетом опыта лучших ...

Диагностика результатов обучения по разделу «культура поведения» в 6 кл. на уроках социально-бытовой ориентировки
Знания, умения, навыки по социально-бытовой подготовка вырабатываются с 5 по 9 классы. Для эффективного обучения по социально-бытовой подготовке материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизирован ...

Состояние двигательной функции руки
Изучение состояния двигательной функции руки имело целью выявление особенностей кинетической и динамической организации двигательного акта, что важно для формирования графо-моторных навыков у младших школьников. Анализ результатов исследования выявил, что школьники КГ не испытывают трудностей в дин ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru