Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Проблема развития познавательной активности в научно-педагогической литературе

Педагогика и воспитание » Роль уроков информатики в развитии познавательной активности младших школьников » Проблема развития познавательной активности в научно-педагогической литературе

Страница 2

Таким образом, основными характеристиками познавательной активности людей являются:

- яркая, по сравнению со среднестатистическими показателями неудовлетворенность стереотипными (или пользуясь термином Д.Н. Узнадзе внутриустановочными) ценностями обыденной жизни. Иными словами, если человек, и тем более, младший школьник, искренне и в достаточной степени удовлетворен своей жизнью, достижение высокого уровня познавательной активности не будет подкреплено внутренней мотивацией;

- познавательная активность есть форма существования сомнения, которая постоянно воспроизводит вечный вопрос о возможности конечного перечня причин и следствий в обозримом мире;

- не всякая активность человека характеризует его стремление к познанию. Видимо познавательная активность характеризует еще и специфическое, и присущее далеко не всем, интеллектуальное бесстрашие, желание двигаться дальше в такие рассуждения, предчувствия и ассоциативные ряды, где сам термин «познание» становится далеко не бесспорным, где желание быть уже выше желания понять. Разумеется, перечень таких характеристик познавательной активности можно продолжить.

Вопрос о природе познавательной активности занимал одно из центральных мест на этапе зарождения философии как науки. Большая часть источников и знаний об этом феномене навсегда утрачена, особенно много соответствующих неопределенностей в описании предфилософии Древнего Вавилона, всей шумеро-аккадской культуры, Древнего Египта. Гораздо больше информации о примерно полутора десятках философско-гуманитарных школ Древнего Китая и Индии.

Подробный анализ такой эпохи, разумеется, выходит за рамки предметного поля исследования. Отметим лишь, по нашему мнению, существенное для исследования.

Во-первых, это попытки представить познавательную активность как нечто формируемое искусственно и свойственное лишь своеобразной духовной элите, например, «благородным мужам» Конфуция, всем вступившим на «восьмеричный путь» в буддизме. Освоение же простых социальных ролей, в том числе детьми, характеризует скорее не познавательную активность, а консервативную традицию уважения к предкам.

Во-вторых, это попытки представить познавательную активность очевидным злом, тормозящим движение человека к мудрости, к состоянию неподвижно созерцающего мудреца, из которого «растут цветы». Это типично для даосизма, дзен буддизма, некоторых направлений йоги, где познавательная активность выражается в бездействии, во вслушивании в истинное положение вещей, что достаточно непривычно для современных трактовок природы такой активности.

Отметим, в-третьих, и существование более слабой, но чрезвычайно оригинальной традиции анализа отчужденных форм познавательной активности данных, например, в самом факте закона (древнекитайская легистская школа), в самих процессах освоения языковых абстракций (школа фа-цзя). Приведем несколько примеров формирования таких алгоритмов.

Главным духовным, нравственным и идейным источником, на протяжении веков питающим китайско-конфуцианскую цивилизацию, является учение Конфуция. Познавательная активность - это «наращивание чувствования», а не нахождение истины.

В даосизме «дао» — единый объективный закон подчинения мира. Согласно ему человек не в силах изменить естественный порядок вещей, и ему не стоит прилагать к этому усилий, так как понимание всего покоится на собственных природных ритмах. Человек должен пассивно созерцать естественный ход событий, чтобы достигнуть «дао» - наивысшей ступени познания. Социализация есть слепое усвоение опыта предков, главным оценочным критерием в данном подходе является уважение предков.

Проблема социализации не слишком актуальна в буддизме в связи с особенностями кастового устройства общества, что делает невозможным переход из одной страты социума в другую. В буддизме роль познавательной активности наиболее значима на этапах самосовершенствования человека во время прохождения его по «восьмеричному пути». Люди, движущиеся по восьмеричному пути, могут остановиться на одном из них при нарушении ими жизненно-нравственных устоев, тем самым не достигнув наивысшей ступени познания - «нирваны».

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru