Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Опытно-поисковая работа по определению эффективности формирования мотивации учащихся на уроках технологии средствами дидактических игр

Педагогика и воспитание » Формирование мотивации учащихся на уроках технологии с использованием дидактических игр » Опытно-поисковая работа по определению эффективности формирования мотивации учащихся на уроках технологии средствами дидактических игр

Страница 2

После первичной обработки собранных качественных и количественных данных методик с помощью специального инструментария диагностических параметров (ключи, описание измеряемых категорий и т. д.), указанных в них, определения действительности и непротиворечивости полученных результатов и занесения их в сводную таблицу (см. Приложение 3) с целью наиболее эффективного сопоставления и интерпретации было проведено выяснение статистического соотношения получившихся числовых показателей. Для этого для всех параметров измерения были вычислены среднее арифметическое значение, медиана, мода (для определения нормальности распределения полученных показателей, при котором данные значения приблизительно равны), а также стандартное отклонение. Данные расчеты производилось автоматически при помощи прикладного статистического пакета Microsoft Excel. При сравнительном анализе указанных статистических показателей между собой (см. Приложения 3) по выборке было установлено, что вычисленные по результатам основной диагностической методики среднее значение, мода и медиана незначительно отличаются друг от друга (разброс значений разности составил от 0 до 0,34), следовательно, данные результаты характеризуются нормальным распределением и могут быть подвергнуты вторичной статистической обработке с целью доказательства их достоверности. Однако вычисленные по результатам вспомогательной диагностической методики среднее значение, мода и медиана значительно отличаются друг от друга (разброс значений разности составил от 0 до 2,1), следовательно, данные результаты не характеризуются нормальным распределением, поэтому применение к ним методов вторичной статистической обработки неприемлемо.

К методам вторичной статистической обработки, привлеченным в исследовании для обработки получившихся числовых показателей, относится критерий Стьюдента, который используется для сравнения выборочных средних величин, принадлежащих к двум совокупностям данных, полученных на различных этапах эксперимента, и для решения вопроса о том, отличаются ли они статистически достоверно друг от друга.

Таким образом, подтверждение эффективности выбранной методики в работе предполагалось осуществить опытно-практическим путём с помощью проведения трёхуровневого эксперимента с констатирующей, формирующей и итоговой частью. Для этого была разработана программа исследования, выбрана его база и методики диагностики (основная и вспомогательная), методы статистической обработки результатов, и сделана выборка респондентов (10 мальчиков, 11 лет, 5 класс), разделённая на 2 подгруппы ("отличники" — 2 человека и "успевающие удовлетворительно" — 8 человек).

На основании описанных выше методик диагностики и статистической обработки собранных по ним качественных и количественных данных были сделаны следующие выводы.

Анализ результатов констатирующего эксперимента

У выборки учащихся изначально на достаточно высоком уровне преобладает социальная мотивация; познавательная мотивация отстаёт от неё в диапазоне от 0,6 (у "отличников") до 1,33 (у успевающих на "удовлетворительно" и "хорошо"); в среднем на 1,12. Наиболее сформирована познавательная мотивация у учащихся 1-ой подгруппы (заметное отличие), показатели же социальной мотивации примерно одинаковы для обеих подгрупп (кроме показателя 3′ — мотивы социального сотрудничества). Также было выяснено, что у всех участников эксперимента познавательная мотивация устойчиво не сформирована, не определены доминантные мотивы учебной деятельности по предмету; в социальной же мотивации у респондентов выборки также наблюдаются колебания в рейтинге мотивов (подтипов мотивации). Особенно "неустойчиво" развита мотивация обеих типов у учащихся 1-ой подгруппы ("отличников"). По средним значениям для мотивационных подтипов на первое место выходят познавательный мотив самообразования и узкий (позиционный) социальный мотив, на второе (с небольшим разрывом) — широкий познавательный и социальный мотив.

Результаты вспомогательной методики подтверждают описанные выше результаты. Так, у "отличников" (20%) преобладает внутренняя мотивация на среднем уровне (пограничное значение), а у остальных учащихся (80%) — внешняя мотивация (по другой шкале — внутренняя на низком уровне). Среднее значение характеризует общую мотивацию выборки как низкую (внешнюю). Однако с учётом вычисленного отклонения (±3,9) у группы имеются хорошие предпосылки для повышения уровня мотивации.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Влияние педагога-воспитателя на нравственное воспитание дошкольника
Педагогическими предпосылками построения концепции формирования начал нравственного сознания детей в ДОУ являются наиболее значимые научные и научно-методические идеи, подходы, концепции, предпосылки, раскрывающие систему взглядов на проблему возможностей и особенностей нравственного воспитания дет ...

Содержание и структура современного школьного учебника
Учебник был и остается основным средством обучения в школе. За последнее десятилетие в этой области произошли кардинальные изменения. Там, где существовал единый и единственный учебник по истории и обществоведению (по принципу «один предмет – одна параллель – один учебник»), появилось несколько уче ...

Сравнительный анализ системы образования в России с зарубежными странами
Сотрудничество в области образования – одно из важнейших и перспективных направлений осуществления гуманитарного, политического и культурного сотрудничества на основе добрососедства, миропонимания, доверия, межнационального согласия осуществляется посредством реализации совместных проектов и програ ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru