Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Опытно-поисковая работа по определению эффективности формирования мотивации учащихся на уроках технологии средствами дидактических игр

Педагогика и воспитание » Формирование мотивации учащихся на уроках технологии с использованием дидактических игр » Опытно-поисковая работа по определению эффективности формирования мотивации учащихся на уроках технологии средствами дидактических игр

Страница 1

Для подтверждения эффективности выбранной методики формирования мотивации учащихся средней школы на уроках технологии средствами дидактических игр (см. главу 2) была проведена опытно-поисковая работа.

Базой исследования стала одна из средних общеобразовательных школ г. Нижний Тагил Свердловской области. В исследовании принимали участие дети 11 лет (учащиеся 5-ого класса), не имеющие нарушений в психофизическом развитии. Выбор класса осуществлялся в связи с тем, что учащиеся перешли на новую ступень своего обучения (из начальной школы в среднюю), т. е. для них имеет действие "эффект новизны" (новый статус, новый педагог, новые условия обучения). И хотя данные дети, с одной стороны, могут иметь некоторые сложности в адаптации к изменившимся условиям, с другой стороны, это предоставляет благоприятную почву для повторного, более эффективного, чем раньше, формирования устойчивой мотивации учения по предмету (при благоприятном исходе).

Подбор респондентов для проведения исследования осуществлялся по строго определенным критериям в соответствии с требованиями репрезентативности выборки. При этом главным фактором отбора являлось соблюдение максимальной статистической идентичности респондентов по таким параметрам, как возраст (11 полных лет) и пол (мужской). В итоге общая численность выборки респондентов составила 10 человек. Также учитывались предыдущие оценки участников исследования по преподаваемому предмету (четвертные и годовые оценки за 4 класс). По данному показателю в группе исследуемых было выявлено 2 ребенка (1-ая подгруппа), обучавшихся на протяжении предыдущего года по технологии только на "отлично", и 8 детей (2-ая подгруппа), имевших на протяжении предыдущего года в табеле успеваемости оценки "удовлетворительно" и "хорошо" (итоговая оценка у всех учащихся данной подгруппы по предмету — "хорошо").

Исследование уровня сформированности мотивации учения у детей данной выборки осуществлялось в течение одного месяцев, с 01 сентября по 30 сентября 2011 г. в соответствии с последовательностью этапов:

1. На первом этапе (с 01. 09. 11 г. по 10. 09. 11 г.) были отобраны методики выявления имеющегося у исследуемых учащихся уровня мотивации учения по предмету и произведено диагностирование школьников в ходе констатирующего эксперимента. Было начато обучение детей по предмету согласно имеющемуся в образовательном учреждении календарно-тематическому плану с включением в структуру занятия дидактических игр.

2. На втором этапе исследования (с 11. 09. 11 г. по 20. 09. 11 г.) была проведена промежуточная диагностика данной выборки (формирующий эксперимент). Обучение по предмету по выбранной методике было продолжено.

3. На третьем этапе исследования (с 21. 09. 11 г. по 30. 09. 11 г.) работа с группой детей по развитию у них мотивации учения проходила с учетом корректировки используемой методики согласно результатам формирующего эксперимента. При завершении данного этапа с учащимися был проведен итоговый (контрольный) эксперимент, в ходе которого выяснен окончательный уровень сформированности мотивации школьников по предмету.

Кроме того, на каждом этапе исследования осуществлялась обработка и интерпретация результатов проведенных диагностик и их сравнительный анализ с целью установления причинно-следственных связей между полученными показателями и применяемой методикой по выборке в целом, а также внутри каждой подгруппы.

Для выяснения эффективности выбранной методики обучения в соответствии с обозначенными этапами проведения эксперимента были подобраны следующие диагностические средства:

1. Наблюдение за деятельностью детей по предмету в различных видах её проявления (урочной и внеурочной, учебной и творческой, теоретической и практической).

2. Беседа с детьми.

3. Опрос сотрудников образовательного учреждения (нынешний и предыдущий руководители данного класса).

4. Анализ психолого-педагогической документации по выборке.

5. Диагностические методики.

При этом три из перечисленных диагностических средств применялись только на первом этапе исследования (беседа, опрос классных руководителей и анализ документации по выборке). На основе данных, полученных с помощью указанных средств, выборка была составлена и разделена на подгруппы, а также была продумана методика обучения исследуемых школьников.

Исследование с использованием представленных средств диагностики на всех этапах эксперимента проводилось в соответствии с этическими принципами проведения исследований, требующими в том числе анонимность представления полученных данных (поэтому собственные имена респондентов каждой группы были зашифрованы в таблице результатов исследования под порядковыми номерами), в условиях, максимально комфортных для школьников (по их выбору), в спокойной, доброжелательной обстановке, с учетом устранения отвлекающих обстоятельств. Исследование проходило в групповой форме. Время работы учащихся с методиками было неограниченно. Каждому респонденту в индивидуальном порядке предлагался диагностический пакет, включавший в себя описанные методики , анкетный лист (с указанием возраста, пола, класса и даты исследования), а также бланки ответов. Респондентам предлагалось работать в самих бланках. Перед началом работы с методиками с респондентами была проведена краткая (10-минутная) беседа о целях тестирования, направленности каждой из методик, с устным разъяснением работы по пакету (заполнением анкетного листа, работой с методиками, заполнением бланков ответов).

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Роль и место федеральных государственных требований в процессе управления качеством образования в ДОУ
В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Только за 2 года появилось несколько значимых нормативных документов, определяющих новые приоритеты развития дошкольного образования. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной ...

Методика статистического анализа качества обучения
Предлагаемая методика основывается на том, что учебный процесс является частным случаем технологического процесса и ему должны быть свойственны такие же методы анализа, какие приняты для производственных процессов. Однако слепо перенести подобные методики нельзя, особенно это касается содержательно ...

Специфика развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Как правило, к достижению старшего дошкольного возраста (6–6,5 лет) у большинства детей формируются интеллектуальные возможности для обучения в школе. Это проявляется в том, что у дошкольников существенно возрастают возможности умственной деятельности. Они довольно хорошо ориентируются в окружающей ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru