Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Сущность теста Климова по определению профессионально-педагогических склонностей

Страница 1

Вопрос о профессиональном самоопределении и самоактуализации возникает тогда, когда в центре взаимодействия "человек - профессия" безоговорочно стоит человек. Проблема профессионального самоопределения в психолого-педагогической литературе тесно связана с проблемой активности молодого человека (школьника, выпускника школы) в процессе выбора будущей профессии. Выбор профессии - это принятие человеком решения относительно получения социально значимого результата: вступления во взрослую жизнь в качестве работника, участника общественного труда.

Профессиональное самоопределение может совпадать с выбором профессии, если человек выбирает профессию в соответствии со своими интересами, склонностями, устремлениями и способностями. Выбор профессии не совпадает с процессом профессионального самоопределения в тех случаях, если человек "выбирает" профессию случайно, например, по фактору близости работы к месту жительства, общественной моде на данную профессию, по знакомству и проч.

Проблема самоактуализации в основном становится важной при выполнении взрослым работником (выпускником высшего учебного заведения) выбранной трудовой деятельности.

Следовательно, профессиональное самоопределение и самоактуализация школьника или взрослого человека в общем виде могут быть описаны в виде длительного процесса развития отношений человека (школьника или взрослого) к своей (будущей или реальной) профессии и к самому себе как (потенциальному или реальному) субъекту профессиональной деятельности или профессионалу.

В данном определении подчеркнута активная роль самого человека: он сам выбирает профессию, сам проходит период профессионального обучения и, наконец, сам активно строит собственную профессиональную карьеру и реализует собственный личностный и интеллектуальный потенциал. Важно также учесть, что профессиональное самоопределение и самоактуализация осуществляются на протяжении всего профессионального, а часто и жизненного пути человека.

Профессиональная самоактуализация - это поиск "себя в профессии", собственной профессиональной роли, образа "Я", профессионального имиджа, индивидуального стиля профессиональной деятельности, определение для себя профессиональных перспектив, достижение их, установление новых профессиональных целей, стремление к гармоничному раскрытию и утверждению своего природного творческого потенциала.

Процесс профессионального самоопределения - это действия человека по самоанализу, самопознанию и самооцениванию собственных способностей и ценностных ориентации, действия по пониманию степени соответствия собственных особенностей требованиям выбираемой профессии и действия по саморазвитию у себя способностей и возможностей в процессе профессиональной подготовки и обучения с целью достижения более полного соответствия самого себя относительно выбранной профессии и профессии относительно собственных устремлений.

Высокая конкуренция на рынке труда требует от молодых специалистов, желающих найти свое место, высокой социальной активности и хороших профессиональных качеств.

В настоящее время наиболее популярной и распространенной в практической психологии и педагогике является классификация профессий, разработанная Е.А. Климовым.

Климов, раскрывая сущность "психологии профессионала", обращает внимание на то, что". профессионала надо рассматривать как сложную систему, имеющую не только внешние функции ("отдачу"), но и необходимейшие и, как правило, сложные и многообразные внутренние, в частности психические, функции". К ним относятся следующие функции: построение образа будущего результата деятельности, "вынашивание" представления о путях и способах, вариантах достижения результата, эмоциональная преднастройка к работе и общее сознание защищенности в обществе, уверенность в завтрашнем дне и т.п.

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Методический смысл действий сложения и вычитания
В течение всех четырех лет начального обучения ведется работа по формированию у детей понятий о натуральном числе и арифметических действиях. С самого начала это делается в неразрывной связи с рассмотрением различных случаев практического применения этих понятий, с работой, направленной на усвоение ...

Психологические особенности мышления и учебной деятельности учащихся 5-6 классов
Человек, появляясь на свет, наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. По физическому строению, организации нервной системы, по типам деятельности и способам ее регуляции человек — наиболее совершенное существо в природе. Однако по состоянию в момент рождения в эволюционно ...

Эксперимент по выявлению эффективности интерактивного метода на уроке русского языка в 4 классе
Для обоснования и подтверждения теоретических положений, представленных в данной работе было организовано опытно-экспериментальное исследование, в ходе которого предполагалось доказать эффективность предлагаемого комплекса уроков русского языка с применением интерактивных методов обучения для 4 кла ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru