Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Содержание понятия «связная речь»: психологический и психолингвистический аспекты

Педагогика и воспитание » Формирование элементов описательной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи » Содержание понятия «связная речь»: психологический и психолингвистический аспекты

Страница 2

В современной науке существуют различные трактовки понятия «связная речь».

С точки зрения лингвистической связная речь – «отрезок речи, обладающий значительнойпротяженностью и расчленяющийся на более или менее законченные самостоятельные части».

В методике наименование «связная речь» употребляется в трех значениях:

1) связная речь – процесс, деятельность говорящего, пишущего;

2) продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание.

А.М. Бородич дает следующее определение данному понятию, «связная речь — смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей».

По мнению А.В. Текучева, под связной речью в широком смысле следует понимать любую единицу речи, составленные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое .

Если обратиться к значению слова связный мы увидим, что оно означает «хорошо изложенный, логически стройный», следовательно, связной речи присущи стройность и последовательность. Таким образом, под связной речью следует понимать развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, грамматически правильно.

Понятие «связную речь» относиться как к диалогической, так и монологической формам речи.

Диалогическая речь – это обмен высказываниями, репликами между двумя или несколькими лицами. В.П. Глухов, утверждает, что диалог, первичная по происхождению форма речи и служит потребности непосредственного живого общения.

В диалогической речи одно высказывание порождается другим. Для диалогической речи типичны нераспространенные и неполные предложения, опускание отдельных элементов грамматически развернутого высказывания (эллипсы или элизии), наличие повтора лексических элементов в смежных репликах, употребление стереотипных конструкций разговорного стиля (речевые штампы). Диалог не нуждается в развернутых высказываниях, так как дополняется мимикой, жестами, интонациями (невербальные компоненты). Типичным диалогом является беседа (А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова, Т.Г. Винокуров и др.)

В лингвистике единицей диалога принято считать тематически объединенную цепь реплик, характеризующихся семантической, смысловой и структурной законченностью – «диалогическое единство» (Н.Ю. Шведова, С.Е. Крюков, Л.Ю. Максимов и др.).

В.П. Глухов выделяет следующие критерии связности развернутой диалогической речи: достаточное («исчерпывающие») раскрытие темы (предмет речи); смысловая законченность и структурное единство, определяемое адекватным использованием языковых и внеязыковых средств в конкретной ситуации общения.

О.А. Нечаева отмечает, что монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, потому что необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа и т. д. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. В то же время монологическая речь опирается на мышление, логически более последовательное, чем в процессе диалога, разговора.

Монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении. Для того чтобы она была понята слушателями, в ней должны использоваться полные, распространенные предложения, наиболее точный словарь.

Связная монологическая речь, представляя собой многоаспектную проблему, является предметом изучения разных наук — психологии, лингвистики, психолингвистики, социальной психологии, общей и специальной методики.

Монологическую речь принято определять как форму речи, образуемую в результате речевой деятельности, рассчитанной на пассивное и опосредованное восприятие.

Вместе с тем в психологической и психолингвистической литературе связная (или монологическая, или контекстная) речь рассматривается как сложный вид речевого общения, как особый вид речемыслительной деятельности, имеющий более сложное строение, нежели предложение или диалогическая речь. Именно этим определяется тот факт, что даже хорошо сформированный навык владения фразой не обеспечивает в полной мере умения создавать связные сообщения.

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Возможности использования интерактивной доски в начальной школе
Любой урок имеет двух субъектов - учителя и учеников. Доска третьим субъектом стать не может. Не доска учит, а учитель. Наличие интерактивной доски в классе не делает урок развивающим, таким его может сделать учитель, ясно представляющий цель, использующий эффективные методы обучения, а доска – это ...

Анализ содержания учебного материала по географии в 6 классе, способствующего развитию критического мышления школьников
Анализируя книгу Ф. С. Шлехти «Школа для XXI века», можно вычленить следующее качество личности, которым должен овладеть выпускник школы: Самостоятельно критически мыслить (выделено автором), уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы, и, используя современные технологии, искать ...

Организационные формы и системы обучения
Деятельность учащихся по усвоению содержания образования осуществляется в разнообразных формах и системах обучения, характер которых обусловлен различными факторами: целями и задачами обучения; количеством учащихся, охваченных обучением; особенностями отдельных учебных процессов; местом и временем ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru