Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Воспитание, его методы и задачи

Педагогика и воспитание » Воспитание, его методы и задачи

Страница 1

В формировании личности, в частности, и общества, в целом, значительную роль играет ряд факторов. Воспитание, обучение, образование являются одними из важнейших. Так Достоевский сказал: «Человек облагораживается образованием», но бывает так, что «образование уживается иногда с таким варварством, таким цинизмом, что вам мерзит.», - эти слова также принадлежат Федору Михайловичу. Значит, не всегда знания могут развить человека как личность гуманную, интеллигентную. Здесь основным фактором может выступить воспитание. Я говорю «может выступить», потому что по определению воспитание – «это целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется». На мой взгляд, это определение ясно раскрывает такую особенность воспитания как зависимость от цели и окружающего мира. Также воспитание часто трактуется как решение каких-либо конкретных воспитательных задач – формирование тех или иных качеств, взглядов, убеждений, направление на деятельность, развитие духовных аспектов личности и т.д.

Физическое, психическое и социальное развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов. Оно идет в процессе усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводства им социальных связей и социального опыта. Так формирование личности – это процесс и результат развития человека под влиянием наследственности, среды и воспитания. Способность развития – важнейшее свойство личности на протяжении всей жизни, поэтому воспитание не следует рассматривать лишь по отношению к подрастающему поколению. Воспитание как целенаправленная деятельность осуществляется через образование, которое включает в себя просвещение и обучение, и организацию жизнедеятельности общности воспитуемых. Естественно, что систематичность, интенсивность, характер, содержание, формы и методы образования и организации жизнедеятельности непосредственно зависят от возраста, этнокультурной и социально-профессиональной принадлежности воспитуемых, от специфики систем воспитания в различных странах.

«Особую роль в воспитании играет искусство, которое отражает в эмоционально-образной форме различные виды социальной деятельности и развивает способности человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя».

Интересно проследить, в чем же цель воспитания. Ни одно из существующих многочисленных определений цели не является исчерпывающим. Реальные цели всегда специфичны не только для данной эпохи, но и для конкретных социальных систем, а также конкретных институтов.

В различных педагогических концепциях цель воспитания трактуется, в зависимости от социально-философских позиций авторов, как «воспитание всесторонне и гармонично развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство; приобщение человека к культуре, развитие у него творческой индивидуальности; воспитание социально компетентной личности; автономной личности, способной к позитивному изменению и совершенствованию себя и окружающей действительности; эмансипация, свободное развитие личности; формирование отношения личности к миру и с миром, к себе и с самой собой; развитие самосознания личности, помощи ей в самоопределении, самореализации и самоутверждении».

Результаты и эффективность воспитания в условиях современного общества определяются не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей и социального опыта, сколько готовностью и подготовленностью членов общества к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, позволяющей им ставить и решать задачи, не имеющие аналогов в опыте прошлых поколений. Важнейший результат воспитания – готовность и способность человека к самоизменению (самостроительству, самовоспитанию).

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Теоретические основы изучения цвета в начальной школе
Изучение теории цвета является одним из необходимых условий для формирования и развития творческих способностей младших школьников на уроках искусства, так как она позволяет узнать возможности цветового воздействия на эмоции и интеллект детей в ходе их практической живописной работы. Мир, окружающи ...

Периодизация развития речи у детей
Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка. Для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определённой зрелости; лишь бы были развиты слух, зрение, осязание, обоняние; развиты психические процессы: вни ...

Психологические основы обучения первоклассников чтению и письму
Проблемой становления навыка чтения разрабатывался такими учеными как Н.А. Корф, Ф.И. Буслаев, В.П. Вахтеров, Л.В. Щерба. Проблемой механизма чтения, его составляющих и значением чтения в развитии речи как психической функции занимались такие ученые-психологи как Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, Р.С. Немо ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru