Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Воспитание, его методы и задачи

Педагогика и воспитание » Воспитание, его методы и задачи

Страница 2

«Каждый человек сам себя воспитывать должен», - считал И.С. Тургенев («Отцы и дети»). Ф.М. Достоевский также предавал первостепенное значение самовоспитанию. «Человек должен «выделать себя сам», развивать себя к лучшему и побороть дурные инстинкты своего характера »

Будучи сложным социальным явлением, воспитание является объектом изучения ряда наук.

«Философия исследует познавательное, ценностное, нравственное и эстетическое отношение человека к миру, формулирует наиболее общие представления о высших целях и ценностях воспитания.

Социология изучает: социальные проблемы развития личности, социальный «заказ» системе воспитания, определяемый обществом в неявном виде и формируемый государством в документах, региональные и социально-культурные особенности воспитания, систему воспитательных институтов и учреждений.

Этнография рассматривает закономерности воспитания у народов мира.

Экономическая наука определяет роль воспитания в росте эффективности общественного производства, финансовые и материально-технические ресурсы, необходимые для создания оптимальной инфраструктуры системы воспитания.

Правоведение занимается правовыми формами организации и функционирования воспитания. Криминология, изучая преступность, в том числе как издержки воспитания, разрабатывает меры ее предупреждения.

Биология, физиология, генетика исследуют естественные основы развития, отражающиеся на процессе и результатах воспитания.

Психология выявляет индивидуальные, возрастные, групповые особенности и закономерности развития и поведения людей, создающие предпосылки эффективности способов и средств воспитания.

Педагогика исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития; разрабатывает теорию и методику воспитания, определяя его принципы, содержание, формы, методы.»

Почему же воспитанию придается такое значение? Следует отметить, что отсутствие должного воспитания приводит к задержке умственного развития, искажению формирования социально-необходимых для жизни в человеческом обществе ролей. Известны случаи, когда дети воспитывались животными, и даже выживали в сложных условиях дикой природы при поддержке диких зверей. Помимо нескольких детей - волков, известен мальчик - антилопа. Такие дети, даже будучи перенесенными в человеческое общество, практически не поддаются полноценной адаптации.

Теперь мне бы хотелось более подробно рассмотреть понятие метод воспитания. Педагогический энциклопедический словарь дает нам такое определение: «Методы воспитания – совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий…». Методы воспитания в теории и практике воспитания всегда являлись дискуссионной проблемой. Практически в каждом обществе, образовательном учреждении, у каждого педагога складывается свое представление о методах воспитания. Так в системах авторитарного воспитания предпочтение отдается методам внушения, приказания, требования, наказания, демократическому же стилю более свойственны убеждение, приучение, поощрение, личный пример и др.

Выше уже была отмечена роль воспитания как первостепенного фактора, значительно влияющего на развитие человека. Но хотелось бы отметить прямую зависимость счастья от воспитания, а точнее от одного из методов последнего. Да, именно самое настоящее человеческое счастье тесно связано с трудом. Об этом нам повествует основоположник научной педагогики в России Константин Ушинский, и я, разделяя его точку зрения, хотела бы обратить особое внимание читателя на данный фактор.

Я не спроста назвала труд «методом воспитания», в дальнейшем я постараюсь обосновать это определение. Народ очень мудр, и не зря в его сокровищнице есть такие выражения как «Не бравшись за топор, избы не срубишь» или всем известная «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». Но это и так всем понятно, только немногие знают, что труд действует на человека не одним удовлетворением его потребностей и расширением их круга, но «свойственной своей, внутренней, ему одному присущей силой, независимо от тех материальных ценностей, которые он доставляет». К. Ушинский в своей книге «Человек как предмет воспитания» приводит множество примеров влияния труда и лени на человека. Все они несут один смысл: труд – это счастье. Например, отец, который трудится, наживает состояние, чтобы его дети жили беззаботно всегда оказывается счастливее, чем дети, которые живут «на готовом». Влюбленные, работающие всю жизнь вместе, поддерживающие друг друга во всех делах, станут счастливой семьей, окажутся намного более любящими, чем те, которые проводят жизнь в праздности, от чего потом ищут счастья на стороне.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru