Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Сравнить, как изменяется уровень воды в течение всего года на реках Восточной и Западной Европы?
Чем, следовательно, отличается режим рек Восточной Европы от режима рек Западной Европы?
В рассмотренном выше примере объекты сравнивались в основном по чертам отличия. Не менее широко применяются сравнения одновременно и по сходству и по отличию. Таковы, например, сравнения пустынь Африки или Южной Америки с изучаемыми ранее пустынями Азии, природы Восточной Сибири с природой Западной Сибири.
Большое значение имеют при изложении материала приемы сравнения, направленные на подведение учащихся к самостоятельному установлению выводов и закономерностей. Например, по окончании рассмотрения в курсе физической географии России морей Российской Федерации, учитель может предложить учащимся самостоятельно распределить все изученные ими моря на группы по глубине и солености.
Устное изложение материала сопровождается записью учителем текста на классной доске, а учащимися, соответственно, в своих тетрадях. Запись ведется четко, по возможности быстро и, как правило, без сокращений.
Начиная сообщение нового материала, учитель записывает на классной доске название темы с тем, что бы в ученических тетрадях записи по данной теме были отделены от записей по другим темам. На классной доске записывается план изложения материала на данном уроке, например, план лекции, а так же планы рассмотрения некоторых вопросов. Все эти планы даются обычно в виде перечня последовательно расположенных вопросов или в тезисной форме. При наличии некоторых расхождений по содержанию между учебником и программой, учителю иногда приходится задавать учащимся на дом материал, отсутствующий в учебнике. Что бы учащиеся могли этот материал запомнить, учитель должен либо записать соответствующий текст на классной доске, либо продиктовать его. На классной доске так же записываются цифры, которые учащиеся должны знать, и статистические данные, подтверждающие те или иные положения курса.
Опыт преподавания географии в школе показывает, что многие названия и термины, учащиеся обычно произносят и пишут с ошибками. Во избежание этих ошибок все новые географические термины и названия учитель четко произносит, а в младших классах обязательно выписывает на классной доске; при этом он отмечает ударение и подчеркивает часть слова, вызывающую обычно у учащихся затруднение в написании. Например, масштаб. В некоторых случаях записывается на доске объяснение происхождения географического названия. Например, «гольф» – залив, «стрим» – течение. Из двух видов записей учителя на классной доске следует отметить тексты задач и практических работ, а так же домашних заданий. Кроме того, классная доска широко используется учителем для географических работ.
Так как, методы устного изложения материала играют ведущую роль в обучении географии, им уделяется большее внимание и их роль как основных методов обучения постепенно возрастает. Но при этом устное изложение материала не может быть полноценным без участия иллюстративного материала, конспектирования, работы с атласами и т.п.
Это интересно:
Проектирование мастерской
Столярная мастерская – это кабинет технологической подготовки учащихся, от правильной разработки и создания оптимальных условий каждому учителю и учащемуся в определенной мере зависит результативность всего учебно-воспитательного процесса. Площадь помещения мастерской зависит от количества обучаемы ...
Методические средства и приемы преподавания психологии,
приемлемые для младшего школьного возраста
В практической работе педагога-психолога с учащимися младшего школьного возраста чрезвычайно важно учитывать, что критерии самооценок в этот период еще очень не самостоятельны: школьники остро хотят знать, что о них думают окружающие – и сверстники, и взрослые. Как правило, прослеживается следующая ...
Изучение эмпирических закономерностей
Начинать изучение законов педагогической антропологии приходится с установления фактов. Научный факт серьезно отличается от житейского, бытового, который представляет собой простую фиксацию явления или события. Научный факт является обобщением, поскольку единичное событие не может служить основание ...