Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Методы воспитания: сущность, история использования

В «Словаре русского языка» слово «метод» объясняется как совокупность одноцелевых и однотипных приемов. Н.И. Болдырев в книге «Методика воспитательной работы в школе» раскрывает метод как путь или способ достижения поставленной цели.

В авторитарной педагогике методы обучения трактовались как методы воспитательных воздействий. Например, Т.А. Ильина в «Педагогике» (1984г.) дала такое определение: «Под методами воспитательных воздействие на учащихся, или методами воспитания, подразумеваются способы воздействия воспитателей на сознание, волю и чувства учащихся в целях формирования у них убеждений и навыков коммунистического поведения». Обнаружить в словарях, что означает «коммунистическое поведение», нам не удалось.

Известный педагог В.Л. Сластенин в вышедшем в 1986г. учебнике «Педагогика» дает аналогичное определение метода: «Под методами воспитания в советской педагогике понимаются способы педагогического воздействия на учащихся в целях формирования у них коммунистического сознания и поведения». Опять речь о коммунистическом поведении и опять о воздействии воспитателей на воспитуемых. Но открытыми остаются вопросы: На что воздействовать? Для чего воздействовать?

В советской педагогической науке существовало немало определений методов воспитания как целевого процесса «взаимодействия» учителя и учащихся, всех Воспитывающих сил с воспитуемыми. Неясно было, на каких основах строить взаимодействие, и на каких правах?

В1984 г. вышел в свет весьма популярный до 90-х гг. учебник «Педагогика» под редакцией Ю.К. Бабанского, в котором в главе «Методы коммунистического воспитания» не дается отдельной формулировки «метода воспитания», но рассматривается его сущность:

- метод воспитания определяется целями и содержанием воспитания;

- сущность методов воспитания — организация их с помощью деятельности школьников по освоению содержания воспитания для формирования свойств личности, соответствующих целям (цели — организовать целенаправленную деятельность школьника);

- методы проявляются в организующих целесообразную деятельность детей и подростков действиях педагогов и ученических коллективов (организаторы: воспитатели, ученический коллектив),

В 1988 г. Временный научно-исследовательский коллектив (ВНИК) опубликовал в августовском номере «Учительской газеты» свое видение воспитания: « .Идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности». Появилась и необычная для того времени трактовка методов воспитания: методы воспитания – это способы организации совместной деятельности педагогов и учащихся, направленный на взаимное развитие, совершенствование личности педагога и формирование личности учащихся в соответствии с целями воспитания.

В современной педагогике методы воспитания – это, с одной стороны, конкретные пути влияния на сознание, чувства и поведение воспитанников для решения педагогических задач, а с другой стороны, способы педагогического управления деятельностью (познавательной, игровой, трудовой и т.д.), в процессе которой осуществляется самореализация и развитие личности.

Так как однозначного определения методов воспитания не существует, мы решили за основу взять определение, сформулированное Подласым И.П. Метод воспитания (от греч. «методос» - путь) – это путь достижения заданной цели воспитания. Применительно к школьной практике можно сказать также, что методы – это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.

Прием воспитания — это составная часть метода. Это лишь звено воспитательного процесса, единичное, одноактное действие. Например, метод поощрения включает такие приемы: одобрение, похвала, благодарность, награда. А метод убеждения — внушение, разъяснение, беседу. Метод наказания может включать такие приемы, как замечание, предупреждение, выговор, строгий выговор.

Прием педагогического воздействия — это способ организации определенной педагогической ситуации, при которой на основе соответствующих закономерностей у учащихся возникают новые мысли и чувства, побуждающие их к положительным поступкам и преодолению своих недостатков

Таким образом, методы и приемы воспитания предполагают не только формирование личности, но и создание условий для развития индивидуальности.

Это интересно:

Реализация духовного воспитания подростков в учебно-воспитательном процессе
Пятый класс. Стержнем музыкальных занятий в пятом классе является рассмотрение разнообразных связей музыки с другими видами искусства и жизнью. Эти связи уже, безусловно, присутствовали на уроках музыки в предыдущие годы. Ребятами накоплен значительный опыт речевого и пластического ин­тонирования, ...

Изучение перспективного и календарного планов работы группы
В процессе изучения перспективного плана отметила, структуру написания в табличной форме, обозначены цель, задачи, формы, работы, разработано примерное содержание и сроки реализации поставленных целей и задач плана, в различных видах деятельности в игровой, учебной, и т.д. Учтены основные направлен ...

Содержание и методика развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
На первом этапе исследования решались следующие задачи: 1. Обогащать жизненный опыт детей; учить видеть и называть характерные признаки, качества и действия предметов. 2. Дать детям представления о последовательности действий персонажей в литературном произведении, изображенных на картинке, в игров ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru