Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Для анализа взаимозависимости стилей воспитания и уровня эгоцентризма подростков мы выбрали две проективные методики, одна из которых показывает восприятие подростком семейной ситуации (ADOR, сокращено «Подростки о родителях») и проективный тест эгоцентрических ассоциаций (ЭАТ), выявляющий уровень эгоцентризма у подростков .
Основой служит опросник, который создал Шафер в 1965 г. Эта методика базируется на положении Шафера о том, что воспитательное воздействие родителей (так, как это описывают дети) можно охарактеризовать при помощи трех факторных переменных: принятие-эмоциональное отвержение, психологический контроль-психологическая автономия, скрытый контроль-открытый контроль. При этом принятие здесь подразумевает безусловно положительное отношение к ребенку вне зависимости от исходных ожиданий родителей.
Использование опросника в Чехословакии на выборке молодежи показало необходимость его переработки и адаптирования к социокультурным условиям. Модифицированный вариант опросника был предложен З. Матейчиком и П. Ржичаном в 1983 г.
В ходе международного научного сотрудничества лаборатории клинической психологии Института им. В. М. Бехтерева с Институтом психодиагностики (Братислава, Словакия) эта методика была апробирована на подростках 13-18 лет в России, как это предусмотрено авторами модификации.
Закономерно, что больше всего старшеклассники хотели бы видеть в своих родителях друзей и советчиков в одном лице. Поскольку подростковому возрасту характерно притяжение дружеского круга сверстников и одновременно остаётся потребность поддержки и помощи. Кроме того, многие вопросы они пока не могут формулировать и обсуждать в кругу друзей, полагая свои волнения сугубо индивидуальными.
Таким образом, семья по-прежнему является главной социализирующей и формирующей силой в нестабильном подростковом мире.
На поставленный вопрос в беседе со старшеклассниками «Кто из вашего окружения важнее всего для вашего мировоззрения, даже если он вас фактически не понимает?» - большая часть опрошенных старшеклассников ответила «родители» («мать» или «отец»)
Мы исследовали 50 подростков из 6-го и 8-го классов средней школы смешанного типа.
Опросник «Подростки о родителях» показал установки и методы родительского воспитания с позиции подросткового восприятия.
Методика ADOR основывается на положении Шафера о тройственной характеристике воспитательного воздействия родителей с точки зрения подростков. Это три факторные переменные: приятие – эмоциональное отвержение, психологическое давление – психологическая автономия, скрытый контроль – открытый контроль.
Принятие предполагает положительное взаимодействие подростка с родителями, доверие и открытость. Эмоциональное отвержение полюсно отображает отрицательное отношение к ребёнку, язвительность, отстранённость и враждебность.
Психологическое давление самое опасное, поскольку подросток с его неоформленной жизненной позицией легко может быть переориентирован пусть и в благородную сторону, но без выраженного самосознания и самоопределения подростка не может не нанести вред его формирующейся структуре личности. Психологическая же автономия в нормальном развитии предполагает свободное формирование самосознания подростка
Скрытый контроль предполагает декларирование демократии и независимости и труднее может быть отслежен, тем и опасен – в то время как открытый контроль при своей необходимости тоже не терпит перегибов.
В начале эксперимента подростка информируют о целях и задачах исследования и инструктируют относительно выполнения теста. Если подросток, прочитав утверждение, в большей степени соотносит его с поведением отца или матери, он обводит «2», если частично – «1», если не соответствует – «0».
Бланки выдаются отдельно на отца и мать. (Приложение 1).
Процесс обработки включает в себя заполнение таблиц по каждому параметру: POZ – позитивный интерес, DIR – директивность, HOS – враждебность, AUT – автономность, NED – непоследовательность средним арифметическим баллом в соответствии с характером вопроса. Показатель 1-2 балла говорит о слабой выраженности параметра, 4-5 подразумевает отчётливую выраженность характеристики.
К шкале позитивного интереса относятся вопросы 1, 6, 11, 16, 21, 26, 31, 36, 41, 46; к шкале директивности - 2, 7, 12, 17, 22, 27, 32, 37, 42, 47; к шкале враждебности - 3, 8, 13, 18, 23, 28, 33, 38, 43, 48; к шкале автономности - 4, 9, 14, 19, 24, 29, 34, 39, 44, 49; к шкале непоследовательности - 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40, 45, 50.
Это интересно:
Гейдельбергский университет: там, где учился доктор Фауст
Самый старый и самый престижный университет Германии был открыт в 1386 году при активной помощи Папы Римского. Первым был создан теологический факультет, затем юридический и философский. Первым ректором был Марсилиус фон Инген, а профессора приехали из Праги и Парижа. Тогда же первыми студентами Ге ...
Методологическая основа индивидуальных заданий на уроках «Окружающий мир»
Теоретический анализ показал, что учебный материал служит основой для разработки вариативных программ, создает широкие возможности для использования в учебном процессе различных новаторских методологических подходов, для применения разноуровневого содержания образования, ориентирующего учителя на и ...
Профилактика и пути логопедической коррекции врожденных аномалий в развитии
глотки
Коррекция голоса занимает важное место в комплексе коррекционно-педагогической работы по исправлению врожденных аномалий в развитии глотки. К основным задачам относятся этих мероприятий - нормализация тембра, развитие природных голосовых данных детей, восстановление двигательной функции гортани при ...