Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Духовные смыслы подтекстов гоголевской поэмы

Страница 1

В произведениях литературы XIX в. образы рассказчика и автора разделялись. Автор находился в стороне. Повествование полностью принадлежало рассказчику, автор лишь был наблюдателем происходящего. Таковы произведения А.С.Пушкина («Повести Белкина»), М.Ю.Лермонтова («Герой нашего времени»). По какому же пути пошел Н.В.Гоголь в произведении «Мертвые души»?

Итак, цель второй части – проследить линию повествователя и линию автора. Повествователь – лицо, от имени которого ведется рассказ о людях и событиях в эпических и лироэпических произведениях. Таким образом, между читателем и героями рассказа, повести, поэмы или романа всегда стоит как бы посредник – тот, кто повествует о людях и событиях. Повествователь выступает с большей или меньшей отчетливостью как самостоятельный образ, который раскрывается именно в том, как он рассказывает о событиях и людях, как он к ним относится, что по их поводу думает и чувствует.

Авторская речь (от лат. auctor – создатель) – слова, которыми автор прямо, от себя, характеризует своих героев, оценивает их поступки, описывает события, обстановку, пейзаж. Иногда авторская речь в произведении не связана с действующими лицами и событиями повествования. В таких авторских, или, иначе лирических отступлениях, автор высказывает свои мысли, сообщает о своих чувствах, разъясняя и дополняя свое повествование.

В поэме Гоголя «Мертвые души» присутствие повествователя наблюдается с первых строк. Его особенности проявляются в манере изложения, интонации, выборе лексики, обращении нашего внимания на отдельные эпизоды, детали.

Но при все при этом, видим, что над всем происходящим стоит образ автора, смех, ирония, сочувствие или жалость также чувствуется в тексте.

Рассказчик обращает наше внимание на детали, которых в поэме великое множество. Чичиков приезжает в город. Рассказчик сразу же обращает внимание читателей на каких-то мужиков, рассуждающих о колесах брички героя, и некого молодого человека с тульской булавкой в виде пистолета. Чичикову достается номер в местной гостинице, тут же рассказчик говорит даже о тараканах и о двери в соседнее помещение, заставленной комодом. В описании наружного фасада гостиницы появляется деталь – выглядывающий из окна краснолицый сбитенщик с самоваром из красной меди.

Вот здесь наблюдается незримое присутствие автора. Гоголь уподобляет предмет и человека двум предметам, двум самоварам. То есть автор находится в подтексте, в смыслах, а повествователь в словесной материи текста, в словах и образах.

Аналогичный прием сравнения с чем-то, лишенным человеческих черт, используется Гоголем и в других эпизодах поэмы (деревни с бабами в верхних окнах домов и свиньями – в нижних, два лица в окне дома Собакевича, похожие одно на огурец, другое – на молдаванскую тыкву, из которой делают балалайки, лицо губернаторской дочки, мертвенно-овальное, чистое, как только что снесенное лично, «черные фраки» на балу – сравнение с мухами.

Рассказчик передает нам все эти детали, которые с одной стороны, служат для изображения незначительных персонажей. Но с другой стороны, за этими отдельными штрихами слышится голос автора, Н.В.Гоголя, говорящий об изначальной бездуховности города.

Всеми этими деталями Гоголь подчеркивает отрицательные качества помещиков: Манилова, Коробочки, Плюшкина, Собакевича, Ноздрева.

Вот Манилов со своим сладким приторным лицом, который привык к безделию, любит строить планы на будущее, но дальше слов никогда не идет. Он только курит трубку (в комнате у него везде аккуратные горки табака и золы), а на столе – одна и та же книга, заложенная на одой и той же странице. Гостиная обставлена прекрасной мебелью (правда, на два кресла не хватило шелковой материи). Вечером приносятся в гостиную подсвечники. Один роскошный, другой – «просто медный инвалид».

И опять автор скрывается в смыслы, в подтекст. В деталях интерьера Гоголь отражает незавершенность, бессмысленность действий Манилова, который на словах стремится к прекрасному и построил беседку под названием «Храм уединенного размышления», а на самом деле ведет совершенно бездуховную, скучную жизнь, «скучно-синеватую», как лес в его поместье.

В доме Собакевича все предметы похожи на хозяина и не случайно. Через эти предметы автор говорит читателю о закрытой толстою скорлупою душе героя. Пузатые тяжелые стулья, бюро, стол, дрозд в клетке. Сам Собакевич неуклюжий, с грубым лицом, ходит во фраке медвежьего цвета, имеет привычку наступать всем на ноги и много ест (в день приезда Чичикова подаются ватрушки размером с тарелку и индюк величиной с теленка) и лицо Собакевича немудреное. Из-под текста слышится голос автора, говорящий, что природа не мудрила над ним: хватила топором раз – вышел нос, хватила в другой – вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши пустила на свет.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Особенности использования дидактических игр при объяснении нового материала
Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение между учениками и преподавателем, отдельными учениками, поскольку в процессе ...

Проблема развития познавательной активности в научно-педагогической литературе
Проблема развития познавательной активности школьников — одна из важнейших проблем современной педагогики. Она выступает как первостепенное условие формирования у учащихся потребности в знаниях, овладения умениями интеллектуальной деятельности, самостоятельности, обеспечения глубины и прочности зна ...

Психолого-педагогический аспект в обучений английскому языку на среднем этапе
Психолого-педагогический аспект проблемы обучения иностранному языку в начальной и средней школе. Согласно многим периодизациям психического развития личности, подростковый возраст определяется периодом жизни человека от 11–12 до 14–15 лет – периодом между детством и юностью. Это один из наиболее к ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru