Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Сравнительный анализ моделей образовательных учреждений приверженцев свободного воспитания

Педагогика и воспитание » Идеи свободного воспитания К.Н. Вентцеля в современной педагогике » Сравнительный анализ моделей образовательных учреждений приверженцев свободного воспитания

Страница 2

Таким образом, следует отметить, что М. Монтессори внесла большой вклад в разработку идей свободного воспитания. Тем не менее, содержательная сторона ее взглядов на образовательное учреждение, по сравнению с моделью "Дома Свободного Ребенка" К.Н. Вентцеля, достаточно велика: принцип автодидактизма, положенный в основу деятельности ее "Дома Ребенка" снижает гуманистическую направленность свободного воспитания, возводя "тонкое насилие" в ряд педагогических закономерностей. Неприемлема для модели "Дома Свободного Ребенка" К.Н. Вентцеля, с ее идеей о важности религиозного творчества, религиозная догматичность концепции М. Монтессори.

Сторонница теории свободного воспитания, представительница течения "Новая школа" Э. Кей, - шведская писательница, - в XX веке завоевала известность работами о воспитании: "Век ребенка", "На пороге жизни" "Мать и дитя" и др. В основу педагогического процесса Э. Кей ложится личный опыт ребенка, его интересы и самостоятельность. Острой критике подвергается старая школа воспитания и ее методы. Выдвигается призыв к уважению ребенка и его интересов. Э. Кей писала, что "воспитывать ребенка, - это значит бережно нести его душу в своих руках, это значит направлять его стопы на узкую тропу. Это значит никогда не доводить себя до опасности, чтобы нас встретил холодный взор ребенка, без слов осуждающий несостоятельного и ненужного воспитателя; это значит смиренно признать, что несравненно легче нанести ребенку вред, чем принести ему пользу". По ее мнению, цель образования заключается в формировании человека с новыми мыслями и поступками. Формируя главный принцип свободного воспитания, Э. Кей говорила, что педагог должен "спокойно предоставлять природе свободу помогать самой себе и не ускорять эту помощь, а только следить, чтобы окружающие обстоятельства и обстановка поддержали работу природы…" В отличие от К.Н. Вентцеля, педагогические взгляды Э. Кей во многом проникнуты мистицизмом и излишним индивидуализмом.

Американский педагог и психолог, философ-идеалист Джон Дьюи строил свою теорию воспитания как систему, имеющую цель формирования личностей, наилучшим образом приспособленных к жизни и практической деятельности в условиях буржуазной системы "свободного предпринимательства". Он подверг критике господствующую в США школу за ее оторванность от жизни, практики; он предложил реформу всей школьной системы, требуя изменить предмет и методы обучения. Исходя из того, что люди лучше всего знают то, что они сами делают, он предлагал обучение путем "Делания", - извлечения знаний из практической самодеятельности и из личного опыта ребенка.

Джон Дьюи утверждал, что школа должна строиться на демократии, сотрудничестве, взаимопомощи, гуманизме, на общении в ходе совместно значимой деятельности, учитывающей интересы конкретного ученика. Дж. Дьюи утверждал, что ребенок должен быть центральной фигурой процесса воспитания и образования; он - "солнце", вокруг которого вращается весь педагогический процесс и, задача педагога, - выявить и удовлетворить его интересы, изучить и помочь развить его способности. Так же, как и сторонники "свободного воспитания", он призывал строить обучение, исходя из личностных интересов ребенка, утверждал ведущую роль трудового начала в организации воспитания и образования детей. В ней исключается всякое постоянство программ с последующей системой изучаемых предметов, отбираются только те знания, которые найдут применение в жизненном опыте учащегося. Целью новой демократической школы выступает подготовка практиков, умеющих приспосабливаться к различным ситуациям, делать карьеру в обществе.

Джон Дьюи стремился привести в педагогическое сознание гуманные идеи: вместо учения через тексты и учителя, - учение с опорой на собственный опыт, вместо тренировки отдельных умений, - их развитие в результате достижения других, более высоких и имеющих для учащихся жизненное значение целей, вместо статичных целей и учебных материалов - знакомство учащихся с непрерывно развивающимся миром и жизнью в нем.

Общность взглядов Дж. Дьюи и К.Н. Вентцеля несомненно прослеживается в отстаивании принципов свободы, независимости, самостоятельности ребенка, признании самоценности его интересов; в описании методов обучения и воспитания. Известное высказывание Джона Дьюи, что ребенок это солнце, вокруг которого вращаются все средства воспитания, является смысловым аналогом положения К.Н. Вентцеля о многообразии воспитания. Для воплощения идеи взаимосвязи семейного и школьного воспитания, Дж. Дьюи организовал "Ассоциацию родителей и учителей", а К.Н. Вентцель - "Кружок воспитания и образования". Тем не менее, разница в их концепциях огромна: воспитание свободной творческой личности у К.Н. Вентцеля и социально-адаптированного прагматика у Джона Дьюи.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

О системном мышлении у подростков
Автору дипломной работы не удалось найти специальной литературы, посвященной особенностям складывания системного мышления у подростков. Поэтому мы перечислим некоторые утверждения о подростковом возрасте и мышлении в этом возрасте, которые для нас являются существенными и от которых мы будем отталк ...

Анализ программ эстетического воспитания в детском саду
Все авторы анализируемых программ сходятся в том, что велико воздействие искусства на дошкольника. Педагоги, работавшие над созданием программы «Детство», полагают, что такие виды деятельности как изобразительная, художественно – театральная деятельность, детский труд занимают особое место в воспит ...

Кружковая работа как форма индивидуализации обучения
«Математический кружок — одна из наиболее действенных и эффективных форм внеклассных занятий. В основе кружковой работы лежит принцип строгой добровольности». Как правило, кружко­вые занятия организуются для хорошо успевающих учащихся. Иногда и слабо успевающие уча­щиеся изъявляют желание участвова ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru