Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Эмпирическое исследование по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей в дошкольном возрасте со стертой дизартрией было проведено в МДОУ Д/С «Сказка», с. Починки. В экспериментах принимали участие 10 детей - воспитанники подготовительной логопедической группы со стертой дизартрией. В ходе исследования использовались методы диагностики фонетической стороны речи, в частности, «Обследование звукопроизношения», «Обследования фонетического восприятия» и «Обследование звукового анализа и синтеза слов».
Анализ результатов исследования фонетико-фонематической стороны речи детей дошкольного возраста со стертой дизартрией по методике «Обследование звукопроизношения».
Обследование звуков речи у детей начинается с тщательной проверки изолированного произношения. Затем исследуют звуки в слогах, словах и предложениях. Проверяются следующие группы звуков: гласные, свистящие, шипящие, аффрикаты, сонорные. Звуки, слоги и предложения предлагается произнести по подражанию, а слова – по предметным картинкам.
Проведя качественный и количественный анализ результатов, полученных с помощью подобранной нами методики, и систематизировав их, мы получили данные, которые целесообразней, на наш взгляд, отразить в следующей таблице:
Имя, фамилия ребенка |
1 балл |
2 балла |
3 балла |
Общий уровень сформированности звукопроизношения |
1. Алексей А. |
+ |
Н | ||
2. Артем С. |
+ |
С | ||
3. Анастасия С. |
+ |
С | ||
4.Валерия П. |
+ |
С | ||
5. Егор Б. |
+ |
С | ||
6. Никита О. |
+ |
Н | ||
7. Оля Л. |
+ |
С | ||
8. Саша Р. |
+ |
Н | ||
9. Таня К. |
+ |
С | ||
10. Юля М. |
+ |
Н |
В – высокий уровень сформированности;
С – средний уровень сформированности;
Н – низкий уровень сформированности.
При помощи задания нами было обследовано звукопроизношение дошкольников со стертой дизартрией и выявлены имеющиеся у них дефекты звукопроизношения. На основе полученных данных можно сделать выводы о том, что детей с высоким уровнем сформированности звукопроизношения, характеризующимся правильным произношением всех звуков речи изолированно, в слогах, словах, фразах и в связной речи, выявлено не было.
6 детей (60 % Артем С., Анастасия С., Валерия П., Егор Б., Оля Л., Таня К.) продемонстрировали средний уровень сформированности звукопроизношения. Для данных детей характерно нарушение произношения одной – двух групп звуков, с преобладанием соноров, а также шипящих и соноров или свистящих и соноров. Так, Анастасия С. при обследовании звуков р и р’ поднимала флажок и на звуки р, р’ и на их заменители л и л’. Так же и Оля Л. затруднялась при обследовании только тех звуков, которые отсутствуют в ее речи (р - р’, с – ш), остальные согласные и гласные в произношении девочки оказались не нарушены.
Детей с низким уровнем сформированности звукопроизношения – 4 человека (40 % Артем А., Никита О., Саша Р., Юля М.). У указанных дошкольников было выявлено дефектное произношение трех – четырех групп звуков: свистящих, шипящих и сонорных.
Эти дети испытывали затруднения не только при узнавании звука отсутствующего, искаженного или смешиваемого в их речи. Так, Юля М. испытывала серьезные затруднения как при узнавании звуков, отсутствующих в ее речи – л, щ, ч, так и при узнавании звуков подвергающихся искажению с, с’, з, з’, а так же звуков которые в речи произносит нормально – ж, ш. Артем А. испытывал трудности при узнавании звуков р и звонких б, д, а также при узнавании звуков подвергающихся в его речи смешению – с, з, ж, ш причем поднимал карточку на каждый смешиваемый звук при обследовании любого из данных звуков. Никита О. кроме нарушенных в произношении звуков испытывал трудности при узнавании звуков в, з, ч, щ путая их со звуками ф, с, щ, ш. При этом он не испытывал трудностей с узнаванием звука л который в речи заменяет на йот. Саша Р. кроме трудностей при узнавании звуков, нарушенных в речи, испытывал трудности при узнавании звуков ц, в, б, д, путая их со звуками с, ф, п, т.
Это интересно:
Технология интерактивного обучения
Интерактивное обучение представляет собой такую организацию учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания. Структура урока, проведённого в интерактивном режиме, включает 8 этапов. Остановлюсь на особенностях организации каждого из них. Мотивация ...
Трудности овладения грамматической стороной речи на иностранном языке
Даже после продолжительной отработки некоторые учащиеся не могут узнать или вспомнить форму того или иного времени, способа образования сравнительной степени прилагательных и т.д. Трудно проанализировать все причины, лежащие в основе подобного состояния знаний, но в каких-то ситуациях причина кроет ...
Формирование навыков чтения у детей с недостатками интеллекта
Цель этапа – проведение коррекционной работы по воспитанию навыков чтения у умственно отсталых учащихся 3 класса с использованием игровых приемов. Важнейшей стороной техники чтения является правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава. При чтении небольших текстов имеетс ...