Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Особенности развития фонетико-фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией

Педагогика и воспитание » Логопедическая коррекция нарушения звукопроизносительной стороны речи у детей со стертой формой дизартрии » Особенности развития фонетико-фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией

Страница 1

Анализ литературных данных по проблеме изучения фонетико–фонематической стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией показал, что недостатки произношения являются показателем незаконченности процесса фонемообразования. При этом дети не только дефектно произносят звуки, но и недостаточно их различают, не улавливают акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звуками. Это приводит к тому, что дети недостаточно четко овладевают звуковым составом слова при обучении грамоте.

Накопление нечетких представлений о звуковом составе слова задерживает формирование фонематического восприятия, в основе которого лежат операции звукового анализа и синтеза и более сложных операций обобщения и представлений.

В связи с этим проведено исследование фонетико–фонематической стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией. В экспериментах принимали участие 10 детей - воспитанники подготовительной логопедической группы МДОУ Д/с «Сказка», с. Починки. Анализ протоколов ПМПК и речевых карт показал, что дети имеют логопедическое заключение: стертая дизартрия.

В анамнезе отмечались: частые соматические заболевания (Алексей А., Анастасия С., Егор Б.); патология беременности у матерей четырех детей (Артем С., Валерия П., Никита О., Юля М.). У некоторых детей (Таня К., Саша Р.) по данным медицинской карты и беседы с родителями отсутствовали какие-либо выраженные отклонения в раннем нервно-психическом развитии. Патология родов отмечалась в анамнезе у 2 детей (применение щипцов, преждевременные роды) (Оля Л., Артем С.). Пять испытуемых наблюдались такими специалистами как ортопед, дерматолог, лор и др. (Алексей А., Артем С, Валерия П., Никита О., Юля М.).

Из собранного анамнеза можно сделать заключение о том, что дети со стертой дизартрией значительно отстают в своем речевом, психическом, двигательном развитии от своих нормально развивающихся сверстников.

Исследования проводились в первую половину дня в спокойной, доброжелательной обстановке, что позволило достичь цели эксперимента. Был найден контакт с каждым из исследуемых дошкольников, осуществлен индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребенку. Дети способны устанавливать контакт, как с взрослыми, так и со сверстниками. Реакция на одобрение и прорицание – адекватная.

Обследование проходило индивидуально с каждым ребёнком. Для оценки успешности выполнения заданий мы использовали бальную систему заданий. Охарактеризуем подробно каждую из представленных методик.

Методика 1. Обследование звукопроизношения.

Цель: обследовать звукопроизношение и выявить имеющиеся у ребенка дефекты.

Оборудование: предметные картинки, включающие слова с проверяемым звуком.

Описание: обследование звуков речи у детей начинается с тщательной проверки изолированного произношения. Затем исследуют звуки в слогах, словах и предложениях. Проверяются следующие группы звуков:

гласные: [а], [о], [у], [э], [и], [ы];

свистящие, шипящие, аффрикаты: [с], [с,], [з], [з,], [ц], [ш], [ч], [щ];

сонорные: [р], [р,], [л], [л,], [м], [м,], [н], [н,].

Звуки, слоги и предложения предлагается произнести по подражанию, а слова – по предметным картинкам.

Оценка результатов: при обследовании необходимо отметить характер произношения изолированных звуков, указав характер нарушения: отсутствие, замена, смешение или искажение звуков. На основании этого делается вывод об уровне сформированности звукопроизношения. Результаты обследования по предложенному заданию оцениваются в баллах следующим образом:

3 балла — ребенок все звуки произносит правильно;

2 балла — у ребенка нарушено произношение одной – двух групп звуков;

1 балл — ребенок дефектно произносит звуки трех – четырех групп.

Выводы об уровне сформированности:

3 балла – высокий;

2 балла – средний;

1 балл – низкий.

Методика 2. Обследования фонетического восприятия.

Задание: «Слушай и называй».

Цель: выявить уровень развития умения детей узнавать и называть слова, близкие по звуковому составу.

Оборудование: десять предметных картинок: крыша – крыса, башня – басня, мишка – миска, кашка – каска, усы – уши.

Проведение исследования: ребенку предлагают рассмотреть картинки. При этом уточняется, все ли предметы, изображенные на картинках, знакомы ребенку. Затем логопед называет эти предметы по парам, а ребенку необходимо показать их на картинке и назвать.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Воспитательная система в Спарте
Я не мог обойти стороной такой яркий пример военно-патриотического воспитания как в Спарте! Ведь государство брало на себя обязанности воспитания подрастающего поколения, главной целью которого было взращивание воина. И войско Спарты было сильнейшим на те времена! Достаточно лишь вспомнить про 300 ...

Рабочий план диссертационного исследования
Для диссертанта главным повседневным контролером работы над диссертацией является разработанный им рабочий план диссертации. Рабочий план – это подробный перечень вопросов по теме каждой структурной части диссертации, это совокупность «элементарных», то есть более нераздробленных, доведенных до пре ...

Оборудование жилища
Оборудование квартиры должно не только соответствовать требованиям гигиены и быть удобным, но и создавать определенный уют. Оборудование однокомнатной квартиры. В однокомнатной квартире мебель расставляют так, чтобы было место для работы и отдыха членов семьи. Самая необходимая мебель - стол, неско ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru