Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Основными компонентами процесса оценки качества образования являются[ сбор исходных данных и получение результирующей информации о состоянии системы образования. Ежегодный аналитический доклад «Качество образования в выявим учебном заведении» предполагает получение данных по более чем десяти направлениям. Для выполнения аналитических отчетов и мер по повышению качества образования необходимо проведение результирующих «интеллектуальных» обработок исходных данных Задача определения качественного уровня вуза (его рейтинга) является одним из основных направлений таких обработок.
В информационной системе мониторинга качества образования (ИСМО), создаваемой в Брянском государственном техническом университете, разрабатывается информационная технология рейтинговых исследований качества образования на основе применения нейронных сетей. Программный комплекс нейрокомпьютерной обработки применяется в качестве одного из модулей финишной обработки информации. Выходная информация работа! такого модуля - вычисленные «рейтинги качества» для каждого вуза.
Исследования проводятся по следующим основным направлениям:
классификация - определение принадлежности каждого вуза к конкретной группе качества.
На первом этапе выявляются основные тенденции в образовании, такие, как уровень разрыва в качестве образования, плотность распределения объектов мониторинга по группам качества. При этом возможны следующие варианты реализации первого этапа:
глобальная кластеризация — предполагает наличие в исходной выборке данных по отечественным и зарубежным вузам;
федеральная кластеризация - наличие в выборке данных по вузам из подчинения Министерства образования Российской Федерации;
отраслевая кластеризация - выборка состоит из данных по однотипным вузам (техническим, педагогическим, медицинским, и т. д.);
региональная кластеризация - выборка по вузам определенного региона.
Для адекватности кластерных исследований периодичность их проведения должна быть достаточно большой.
На этапе классификации исходные данные но каждому вузу подаются на входы обученной нейронной сети, после чего определяется «рейтинг качества» данного вуза. Многие параметры, по которым происходит опенка качества образования, подвержены динамическим изменениям. Поэтому определение рейтинга качества образования в информационной системе будет выполняться ежеквартально.
Ряд последовательных операций на каждом этапе определяет облик соответствующей информационной технологии. Информационная технология этапа кластерных исследований определяется следующими операциями:
получение исходных данных для проведения исследований с сервера информационной системы (отдельно для каждого этапа реализация);
проведение кластерных исследований посредством самоорганизующейся карты Кохонена;
идентификация «групп качества образования», на которые было разбито исходное множество учебных заведений;
присвоение «рейтингов качества» каждой «группе качества».
Завершающая операция на данном этапе может дать заключение о глобальных тенденциях в качестве образования и являться основанием для проведения мероприятий организационно-управленческого плана. Такой тенденцией может быть, например, резкое увеличение количества объектов в группах с низким рейтингом качества
В ИСМО в основу технологии классификации положено использование многослойной нейронной сети, обучаемой по методу обратного распространения ошибки. В данном случае технологический облик этапа определяется особенностями процесса обучения нейронной сети и состоит из следующих операций:
формирование исходной выборки для обучения нейронной сети, в которой на входы нейронной сети подаются параметры качества образования, а на выходы-рейтинги качества;
Это интересно:
Сущность педагогической технологии в развитии критического мышления через чтение
и письмо
Технология критического мышления стала известна в России с 1997г., она развивается при поддержке Консорциума Демократической и Международной Читательской ассоциации в рамках проекта Института «Открытое общество» под названием «Чтение и письмо для развития Критического Мышления». Проект реализуется ...
Предмет и задачи биологии в обшеобразовательном обучении
Основные задачи (линии) развития учащихся средствами предмета «Биология» - обеспечение целостности биологического образования в средней школе. Их фундамент формировался в начальной школе в курсе окружающего мира. Осознание учениками исключительной роли жизни на Земле и значения биологии в жизни чел ...
Формирование ценностно-ориентированной компетенции учащихся с целью воспитания поликультурной личности
Послание Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева народу Казахстана свидетельствует о том, что наша Республика идет по правильному пути, в том числе и в сфере образования. В своем послании Президент отмечает, что у нас простая и ясная цель – жить лучше, чтобы будущее наших де ...