Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Возможности работы логопеда по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией

Педагогика и воспитание » Логопедическая коррекция нарушения звукопроизносительной стороны речи у детей со стертой формой дизартрии » Возможности работы логопеда по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией

Страница 5

Такой анализ кинестезии способствует организации дифференцированных двигательных импульсов к мышцам периферического речевого аппарата. Это отражается на качестве артикуляционных движений.

Целью упражнений на формирование кинетической основы движений органов артикуляции является объединение отдельных движений в серию последовательно организованных, с хорошей переключаемостью. Но прежде стараются улучшить качество артикуляционных движений: объем, амплитуду, точность, силу, время фиксации артикуляционного уклада и др.

В ряде случаев при стертой дизартрии встречаются диспраксические нарушения. Кинестетическая диспраксия выражается в хаотическом поиске нужного артикуляционного уклада. Кинетическая диспраксия проявляется в трудностях переключения с одного артикуляционного уклада на другой.

С целью преодоления диспраксии предлагаем определенную систему упражнений, задействующих разные модальности.

— Выработка основных артикуляционных укладов (дорсального, какуминального, альвеолярного, нёбного). Каждая из этих позиций определяет соответственно артикуляцию свистящих, шипящих, сонорных и нёбных звуков. Овладев рядом артикуляционных движений, переходим к серии последовательных движений, выполняемых четко, утрированно, с опорой на зрительный, слуховой, кинестетический контроль.

Сначала выполняется перед зеркалом, затем без зеркала, а потом с закрытыми глазами. Такая последовательность движений направлена на формирование четких кинестезии и тем самым способствует уменьшению диспраксических нарушений, имеющих место при некоторых вариантах дизартрии. В результате у ребенка подготавливается артикуляционная база для уточнения или вызывания звуков.

Последовательность постановки звуков определяется индивидуальным подходом, в зависимости от подготовленности артикуляционных укладов: дорсального, какуминального, альвеолярного.

Г.В. Чиркина предлагает два этапа в постановке звуков и их дифференциации:

I этап. Отрабатываются звуки: [а, п, у, м, к, ы, н, х, в, о, т, с, л] автоматизируются. На этом этапе планируют дифференциацию: [п-м, м-н, к-х, т-с, а-у-о-ы].

II этап. Отрабатывают: [б, д, з, г, ж, ш, щ, ч, ц, р]. Дифференцируют: [с-з, ш-ж, ц-ч, ч-щ, ч-т'].

При стертой дизартрии коррекцию звуков необходимо начинать с уточнения гласных звуков. Длительность гласных звуков определяет разборчивость речи, темп, мелодико-интонационную окраску, т. к. модулируя голосом по высоте и силе гласные звуки, удается передавать эмоциональный компонент речи. Согласные звуки в основном несут семантическую нагрузку.

Уточняют гласные звуки, желательно в такой последовательности: [э, а, и, ы, о, у]. Добиваются четкой артикуляции. Согласные звуки начинают отрабатывать с мягких сонорных звуков, а затем закрепляют их твердые пары: [м'-м, н'-н, j, л'-л, р'-р]. После сонорных звуков уточняют или заново формируют смычно-взрывные звуки: [п'-п, б'-б, т'-т, д'-д, к'-к, г'-г]. Затем уточняют щелевые звуки: [ф'-ф, в'-в]. Переднеязычные звуки значительно чаще искажаются при дизартрии. Рекомендуется следующий порядок: [с'-с, з'-з, ш-ж, х'-х, щ, ч, ц].

Такая последовательность в выборе звуков для коррекционной работы объясняется рядом факторов:

— прежде всего, последовательностью формирования звуков в онтогенезе;

— возможностью опираться на зрительный контроль, на кинестетические ощущения;

— опорой на тактильно-вибрационный контроль. Кроме того, предусматривается постепенный переход от простых артикуляций к более трудным.

Этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном по сложности лингвистическом материале до полного упрочнения навыка.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Это интересно:

Реализация педагогической поддержки детей 3-4 лет в период адаптации в ДОУ
Реализация основной части «Программы педагогической поддержки семьи и ребенка в период адаптации к ДОУ» была организована нами в период с 24.09.2012 по 23.11.2012г. Все мероприятия организованные нами с участниками педагогического процесса проходили строго в соответствии с Перспективным планировани ...

Военно-спортивный клуб «Патриот» города Тутаева
Подростковый клуб «Патриот» действует при Тутаевском отделении ЯРО Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство» более 15 лет. Назвать точную дату создания клуба затрудняется даже председатель организации Борис Шаганц: «Сам по себе клуб существует давно, но до 2000-х в нем было ...

Особенности логического мышления младших школьников
Процесс мышления и речи составляет сложные единства. Мышление не "связано" с языком, но выражено в языке это было с предельной четкостью высказано К. Марксом, который говорил о том, что язык есть непосредственная действительность мысли. Несмотря на то, что в онтогенезе отношения мышления ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru