Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
В задачи речевой зарядки входило установление прочной связи между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов, дифференциация сходных единиц чтения, накопление в памяти слогов и слов, схватываемых сразу, без побуквенного чтения, слияние в единый процесс восприятия и осмысления слова.
Речевая зарядка отлично служит и целям коррекции личности умственно отсталого ребенка. В момент хорового чтения ученики осознают себя частью классного коллектива. Замкнутые, мало общительные дети в совместной деятельности ведут себя более свободно, раскованно.
Виды упражнений, используемых на речевых зарядках:
1. Дифференциация сходных слогов и слов ла — ра ма — мя дом — том
ло — ро мо — мё Дима — Тима
лу — ру му — мю кадушка — катушка
2. Чтение слогов по подобию:
а о у
ма мо му
са со су
ла ло лу
Предлагая упражнения необходимо обращать внимание школьников на то, как образованы слоги, расположенные столбиком: они все с одной и той же гласной, т. е. положение губ при произнесении отдельного гласного и слога с этим гласным одинаково.
3. Чтение слов по подобию:
сом Маша шапка
лом Даша Лапка
ком Паша папка
В процессе неоднократного воспроизведения подборки сходных слов в памяти учащихся быстрее накапливаются зрительные образы слов, узнаваемых ими сразу, с одного взгляда.
4. Чтение слогов и слов с подготовкой:
о-то-сто — стол с-то — сто-ит
у-ту-сту — стул с-та — ста-ли
а-ра-вра — враг
с-ня — сня-ли
Предварительное прочитывание слоговых структур заканчивается обязательным глобальным чтением слова: а-ра-тра — трам-вай — трамвай.
5. Чтение слов, отличающихся одной — двумя буквами или порядком их расположения:
кто — кот следы — слёзы
так — тот мука — муха
рам—как лыжи — ложись
6. Чтение родственных слов, отличающихся друг от друга одной из морфем:
лес — лесок шёл — пошёл
трава — травка нырял — нырнул
решила — решала увидел—увиделся
7. Чтение слов, начинающихся с одной и той же приставки, но имеющих разные корни:
прошёл увял
проделал увёл
просмотрел увёз
8. Чтение скороговорок, двустиший с отработанными слоговыми структурами
Был у бабушки баран бил он бойко в барабан
Задания подобного рода закрепляют чтение слов с трудными слоговыми структурами, отрабатывают ритм, темп чтения, четкость артикуляций. Их хоровое проговаривание способствовало организации учащихся и создавало хороший эмоциональный фон.
Виды упражнений для речевой зарядки выбирались с учетом общего состояния навыка чтения у детей, и в частности характера их ошибок, а также в связи с особенностями структуры слов изучаемого текста. В зарядку включаются наиболее трудные элементы языкового материала.
Речевая зарядка проходит с наибольшим эффектом, если она непосредственно предшествует чтению текста самими детьми. К этому моменту содержание произведения ученикам уже знакомо из чтения учителя. Слова, отобранные для речевой зарядки, легче осмысливаются детьми, поскольку ранее они были восприняты в контексте. После первого чтения слов выясняется значение тех из них, которые не знакомы школьникам или которые, по мнению учителя, могут быть неточно поняты ими. На речевую зарядку отводится четыре-пять минут в зависимости от объема материала.
Например, перед чтением текста можно дать учащимся задания: «Читай по подобию», «Читай с подготовкой», «Сравни».
ди — ли — ти; Дин-ка, наш-ли, о-ни, дети;
Это интересно:
Диагностика навыков внеситуативно-личностного общения старших дошкольников
с ЗПР
После анализа психолого-педагогической литературы нами была проведена опытно-экспериментальная работа с целью изучения и формирования навыков внеситуативно-личностного общения у старших дошкольников с ЗПР. Исследование проводилось в 2005-2006 учебном году в детском саду с.Даурия. В нем приняли учас ...
Олигофренопедагогика
Олигофренопедагогика (от греч. oligos - малый, phren - ум и педагогика), отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы воспитания и обучения, пути коррекции недостатков психофизического развития умственно отсталых детей, а также вопросы их трудовой подготовки. Первые попытки воспитания и обучения ...
Содержание внеклассной работы
Традиционная тематика внеклассных занятий ограничивалась обычно рассмотрением таких вопросов, которые хотя и выходили за рамки официальной программы, но имели много точек соприкосновения с рассматриваемыми в ней вопросами. Так, например, при изучении в 6 классе признаков делимости натуральных чисел ...