Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Методы и приемы по развитию грамматического строя речи детей

Страница 2

Содержание коррекционного обучения включает дующие задачи.

В первом периоде:

- развитие понимания устной речи;

- подготовку к овладению диалогической формой общения;

- практическое усвоение способов словообразование (уменьшительный суффикс существительных и приставки глаголов); усвоение сочетаний притяжательных местоимении с существительными;

- преобразование глаголов повелительного наклонения;

- составление простых предложений по вопросам.

Во втором периоде обучения:

- практическое образование относительных прилагательных;

- согласование прилагательных с существительными в роде и числе;

- изменение формы глаголов третьего лица, единственного числа;

- употребление предлогов «в, под, на, из».

- совершенствование навыков ведения диалога.

В третьем периоде:

- образование глаголов с помощью приставок;

- образование относительных прилагательных;

- образование притяжательных прилагательных;

- образование прилагательных с помощью ласкательных суффиксов;

- образование синонимов и антонимов;

- согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже;

- употребление предлогов «к, от, с»;

- составление разных типов предложений.

Для детей шестилетнего возраста в программе Феличивой, Чиркиной приводится планирование фронтальных заданий по формированию грамматических средств языка по темам в определенной последовательности.

Первый период обучения: «Осень», «Овощи и фрукты», «Сад-огород», «Сезонная одежда – обувь», «посуда», «Продукты питания», «Птицы, звери, их детеныши».

Второй период – «Зима», «Новогодний праздник», «Семья», «Мебель», «Наш город», «Наша улица», «Профессии», «Транспорт», «Весна», «Сад-огород».

Третий период: «Весна», «Сад-огород», «1 мая», «Лето», «Школа», «Наш дом», «Наш город», «Наша улица», повторение пройденных тем.

Помимо программ обучения и воспитания детей с ОНР существуют общеизвестные авторские рекомендации по развитию грамматических средств языка.

Жукова Н.С. (1998) предлагает развивать грамматические средства языка па основе поэтапного формирования устной речи. В основе лежит обучение дошкольников составлению различных видов предложений. "Виды предложений усложняются. Это усложнение синтаксического стереотипа опирается на закономерности развития фразовой речи у детей в норме". На каждом этапе проводится логопедическая работа с детьми определенного уровня речевого развития без учета формы нарушения речи с целью развития понимания обращенной речи и активизации самостоятельного высказывания.

Ткаченко Т.А. представляет методические рекомендации к проведению занятий по совершенствованию грамматических представлений в виде планов-конспектов занятий. Авторский подход к проблеме формирования грамматических представлений состоит в следующем.

- четкое деление функций между воспитателем и логопедом (логопед знакомит детей с грамматической категорией, воспитатель проводит занятия по особой системе с учетом лексических тем.

-при планировании и проведении логопедических занятии акцент делается на изучаемую грамматическую категорию;

- при подготовке занятии не ставится задача уложить весь материал в одну лексическую тему, исключается лексическая замкнутость, словарь расширяется без ограничений;

высокая умственная и речевая нагрузка позволяет добиться значительного обучающего эффекта;

последовательность в изучении лексико-грамматических тем установлена в соответствии с физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи при общем недоразвитии.

Формирование словообразовательных навыков в виде планов-конспектов представлены в методических рекомендациях Шаховской С.Н., Худенко Е.Д., Филичевой Т.В., Тумановой Т, В.

Все методические пособия учитывают, уровень речевого развития ребенка с ОНР, программу коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР в соответствии с принципами системности, комплексности, онтогенетического принципа, учета патогенеза и индивидуальных особенностей детей.

Речевой материал предлагается в виде карточек, одна карточка — одна тема. В каждой карточке представлено несколько речевых заданий, упражнений, игр по одной теме по следующим направлениям:

1) развитие словаря:

- активизация и обогащение словаря по теме;

- описание частей предметов, особенностей строения;

- название действий с данными по теме "предметами;

- название признаков но нескольким параметрам: форма, цвет, размер или внешний вид, окрас, повадки;

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Виды анализа наблюдаемого урока
Виды аспектного анализа урока: - педагогический анализ; - психологический анализ; - методический анализ; - гигиенический анализ. Целесообразно рассмотреть компоненты каждого из предлагаемых в литературе видов анализа урока. Психологический аспект анализа урока может быть рассмотрен через следующие ...

Обучение коммуникативному чтению на среднем этапе
Существуют множество аспектов изучения иностранного языка такие как: грамматика, разговорная практика, аудирование, письмо и чтение, а так же приемов его обучения. Изучение иностранных языков содействует общему речевому развитию учащихся. Чтение выступает одним из главных видов речевой деятельности ...

Инструменты, приспособления и инвентарь уроков трудового обучения
Программы и методические пособия к урокам трудового обучения учитывают разнообразные условия, в которых работают учителя начальных классов они предполагают на выбор варианты изделий и работ, которые выполнимы в обычных классах, оборудованных столами или партами. Однако это в определенной мере огран ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru