Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Музыка как средство духовного воспитания школьников-подростков

Педагогика и воспитание » Духовное воспитание подростков в процессе воспитания школьников » Музыка как средство духовного воспитания школьников-подростков

Страница 1

В рамках общеобразовательной школы одним из средств, способствующих фор­мированию и развитию у учащихся ка­честв духовно-нравственного порядка, является музыкальное искусство, по­скольку оно отражает мир целостно, в единстве истины, добра и красоты, и на­правлено на познание, прежде всего внут­реннего мира человека, его идеалов, жиз­ненных ориентиров и ценностей.

Кто осмелится отрицать великое значение музыкального ис­кусства в жизни учащихся? Но признаемся, что в школе до на­стоящего приобщения к музыке дело еще не дошло. Известно, что конечная цель музыкального воспитания мыслится в сфере общего развития школьника, прежде всего в области морали, нравственного совершенствования. Музыкальное искусство выступает перед школьником-подростком в роли проводника определенных идей и идеалов. Вот почему недооценка художе­ственного и, в частности, музыкального образования неизбеж­но оборачивается для школы недооценкой нравственного, гу­манистического начала в воспитании.

Действительно, что такое музыка? Музыка – одна из самых сильных и ярких средств воспитания человека. Чем больше мы вдумываемся в сущность музыки, тем больше убеждаемся в том, что она и есть сама жизнь. А разве жизнь не есть постоянное движение, которое мы наблюдаем и в музыке? Все вокруг нас звучит, поет в природе – в песнях птиц, в воздухе, в шуме водопада, в разговорной речи и в возгласах людей, в их смехе и плаче.

Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкальные центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы. Музыкой изменяли развитие клеток: ускоряли рост одних, замедляли рост других.

Для того чтобы понимание высоких образцов музыкального творчества стало доступно человеку, он должен получить музыкальное воспитание – правильную планомерную подготовку к ее постижению. И чем раньше этот процесс познания пойдет у человека, тем больших результатов можно добиться. Поэтому очень важно, чтобы встреча с музыкой у человека состоялась как можно раньше.

Возвышенная музыка, в отличие от пустой и развлекательной, не предполагает ли обязательного отвращения от суеты, от «многопопечительности житейской» и, следовательно, некоторой собранности и строгости духа, при растворенности сердца любовью? И что составля­ет подлинное величие, например, музыки Баха? Уместна ли в ее ис­полнении напыщенность, натужливое, преувеличенно-плотное легато и нетерпеливо-страстное вибрато (напомним, что вибрато в такой функции ввел только Паганини, а XVIII век знал вибрато лишь как ук­рашение на предкаденционном звуке)? Или подлинное величие состо­ит в смиренном забвении себя пред лицом истины и красоты?

Музыка — тайно или явно содержит в себе широчайший круг ду­ховных ориентиров, соответственно в ее средствах запечатлены связи с жанрами, развивавшимися в церковной и светской музыке разных веков. На этом основании выстроен развернутый художественный мир, глубокое размышление о жизни. За ними — душа размышляющего «я» музыки, а в ее глубине несомненное, неколебимое благородство.

Каждая эпоха имеет свои приемы построения художественного мира произведения и способов представления в нем человека с его эмоциями и чувствами. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского оказывали огромное влияние на эмоциональное самочувствие человека, активизировали энергетические процессы организма и направляли их на физическое оздоровление.

Спо­соб организации духовного мира у Баха — символический (символ — знак с бесконечным содержанием, а с энергийной стороны — сила окрыления души к Богу), скрепы его духовная сердечная мысль. И в музыке барокко, и в романтическом XIX веке есть триедин­ство преображаемого, преображающего и преображения — как об­наружение самой важной тайны художественности.

Может, например, показаться, что эмоциональная музыка Чайков­ского вся развертывается в преходящем мире мятущихся эмоций и ли­шена этой высшей красоты духовного взгляда. Это не так. Она подда­ется духовному анализу.

На приведенных выше примерах мы могли убедиться, насколько глубок и многообразен мир музыки, к которому невозможно подсту­питься с бедным аппаратом современной гуманистической психологии плотского человека.

По мысли В. В. Медушевского, надежным ориентиром на пути культурных преобразований нашего общества является концепция православного музыкального образования, т. к. «песнопения Православной Церкви с их издревле сохранившейся национально-характерной мелодикой, богатейшим и неповторимым своеобразием гармонизации, несимметричными ритмами занимают почетное место в сокровищнице мировой музыкальной культуры», — говорит профессор. Распевы Русской Православной Церкви способны облагородить, возвысить сердце, душу и разум поющих и слушающих над всем земным, примирить человека с бедой, облегчить скорби и согреть сердце небесною благодатью. Церковное пение служит средством выражения чувств, оно « .является торжеством для радующихся и утешением для унывающих» (св. Иоанн Златоуст). Им раскрываются самые глубокие, благородные, возвышенные состояния души, нередко не находящие в языке человеческом соответствующих слов и выражений.

Страницы: 1 2

Это интересно:

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru