Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Музыка как средство духовного воспитания школьников-подростков

Педагогика и воспитание » Духовное воспитание подростков в процессе воспитания школьников » Музыка как средство духовного воспитания школьников-подростков

Страница 2

Традицию церковного пения всегда отличала естествен­ность и величественная простота, благоговейная радость, вос­торг, умиление, умиротворение, смирение. Эти интонации ха­рактерны и для светской музыки. «Отсюда проистекает важнейшее следствие для теории музыкального и вообще ху­дожественного образования: положение о базовом характере церковного искусства в деле обучения культуре», т.к. церковное пение всегда было любимым и заду­шевным искусством, в котором ярко и полно выразились художественный гений и религиозная настроен­ность народа.

Подходя с этих позиций к различным образцам националь­ной, отечественной и мировой музыкальной культуры, под­ростки овладевают самостоятельной аргументированной нравственно-эстетической оценкой музыкальных образов. Очень важно в разносторонний целостный анализ музыкаль­ных произведений включать ассоциации с произведениями других искусств, связи музыки с историей, обществоведени­ем, религией. Подростки должны чувствовать, что музыка — не безделка, не эстетическое украшение жизни, а важная ее часть, глубоко влияющая на каждого человека и общество в целом. Нужно углубить представления ребят о непреходящей духовной связи музыки и религии. Эта связь должна раскры­ваться не только на уровне ознакомления с некоторыми об­разцами отечественной и зарубежной культовой музыки, жан­рами страстей, мессы, реквиема, но и посредством «откры­тия» высокой миссии бессмертного искусства — быть постоянной живой связью между прошлым, настоящим и будущим, духовной памятью человечества.

Примерами использования церковных произведений на уроке музыки можно назвать такие: мессы И.Гайдна, реквием В. А. Моцарта, “Торжественная месса” Бетховена, к ним примыкают мессы Stabat mater и др. церковные сочинения Ф. Шуберта, “Литургия” и “Всенощная” Чайковского, “Всенощное бдение” Рахманинова, также церковные сочинения в творчестве А. Д.Кастальского, П. Г. Чеснокова, А. В. Никольского, А. Т. Гречанинова, М. М. Ипполитова-Иванова, С. В. Панченко, В. И. Ребикова, Н. И. Черепнина.

Говоря о воспитательном потенциале музыкального искусства, нельзя не сказать и о таком пласте музыки как народная музыка, т.к. благодаря ней воспитывается патриотизм в человеке.

Народная музыка — богатая и многообразная самостоятельная область культуры, развитие которой обусловлено законами формообразования, присущими всякому музыкальному творчеству устной традиции. Изучение живой народной музыки дает возможность проникнуть в подлинный жиз­ненный смысл народной песенной культуры и понять организующие ее силы. С жизнью народа неразрывно связана народная музыка, музыкальный фоль­клор. Жизнь предшествующих поколений, славные деяния предков всегда были в числе важных социализирующих факторов. О них слагались песни и легенды, баллады и предания.

Песенное богатство народа — это его духовное богатство. В ней, в пес­не, отражены не только широта и щедрость характера, в ней тайна его непобедимости. Достаточно вспомнить песни эпохи Великой Отечественной войны: призывные, лирические, героические, шуточные — при любых об­стоятельствах человек пел песни. Прошло совсем немного времени, и эти песни стали называться высоким словом — народные.

Сегодня приобщение к ценностям народного творчества необходимо, так как в нем воплощено не просто прошлое культуры, но и нравственные свойства и способности человеческой души. Народная музыка воспитывает активную жизненную позицию современного молодого человека, дает ему высокие ориентиры в жизни. И это выражается в углублении патриотизма. Именно в углублении, так как знание народной музыки делает чувство Ро­дины глубинным, сообщает опыт переживания патриотических чувств.

Воздействие народной музыки в целом на человека позволяет сделать вывод, что она является эффективным средством обогащения духовной куль­туры в патриотическом воспитании.

Таким образом, музыка — не только носитель духовных ценностей, хранимых человечеством, но и язык духовного общения, которым нужно овладеть подростку. Приобщение к общечеловеческому духовному опыту, пораженному в музыке своего народа и других народов мира, происходит в образотворческой деятельности, в процессе создания личностью индивидуаль­ного варианта музыкального образа в интонационно-художественном общении с музыкальным произведением.

Страницы: 1 2 

Это интересно:

Игры
Любое факультативное занятие мы начинаем с пальчиковой гимнастики или дыхательной гимнастики, проводимых в игровой форме с использованием речитатива. Такое начало занятия помогает дошкольникам сконцентрировать свое внимание, настроиться на тему занятия. Затем начинаем активизировать мышцы языка, гу ...

Примерная форма плана сводного конспекта
План Фамилии авторов публикаций I. … .           1 . . .           а) . . .           Фамилии авторов публикаций даются в порядке их значимости. В колонках под фамилиями указываются страницы источника, на которых раскрыты ос ...

Оборудование жилища
Оборудование квартиры должно не только соответствовать требованиям гигиены и быть удобным, но и создавать определенный уют. Оборудование однокомнатной квартиры. В однокомнатной квартире мебель расставляют так, чтобы было место для работы и отдыха членов семьи. Самая необходимая мебель - стол, неско ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru