Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Характеристика и своеобразие мотивационно– познавательного развития в дошкольном возрасте

Педагогика и воспитание » Формирование мотивации и познавательной деятельности у старших дошкольников » Характеристика и своеобразие мотивационно– познавательного развития в дошкольном возрасте

Страница 1

Стремление к познанию, к овладению навыками и умениями у детей раннего и дошкольного возраста почти неисчерпаемо. Детские «почему» и «что такое» были предметом многократных исследований, в результате которых всегда приходилось констатировать огромную силу и напряженность познавательной активности ребенка. «Если бы мне, - пишет Сели, - предложили изобразить ребенка в его типичном душевном состоянии, то я, вероятно, нарисовал бы выпрямленную фигуру маленького мальчика, который широко раскрытыми глазами глядит на какое-нибудь новое чудо или слушает, как мать рассказывает ему что-нибудь новое об окружающем мире». Однако наблюдения показывают, что развитие этой познавательной потребности идет неодинаково у разных детей. У одних она выражена очень ярко и имеет, так сказать, «теоретическое» направление. У других она больше связана с практической активностью ребенка. Конечно, такое различие обусловлено прежде всего воспитанием. Есть дети, которые рано начинают ориентироваться в окружающей их практической жизни, легко научаются бытовым практическим навыкам, но у которых слабо выражен тот «бескорыстный» интерес ко всему окружающему, который характеризует детей – «теоретиков». У этих последних наблюдается яркая форма проявления периода вопросов «почему?» и «что это такое?», а также период особого интереса к отдельным интеллектуальным операциям и «упражнения» в них.

Ход и результаты формирования мотивации зависят от психологических механизмов этого процесса (несоответствие между местом ребенка в системе общественных отношений и его стремлением изменить это место, рассогласование между деятельностью и общением, деятельностью и мотивацией, между разными сторонами мотивационной сферы). Следует выделить различные пути формирования мотивации (через организацию реальных видов деятельности, общения и через осознание эталонов, норм мотивационных установок); обеспечить целостное и поэлементное формирование мотивации; подчеркнуть целесообразность изучения мотивации в ее формировании (изучение исходного уровня, динамики, появление качественных изменений, структурных новообразовании и выявление их устойчивости); использовать для этого совокупности диагностических методических приемов, позволяющих объективировать изменения в мотивационной сфере. При формировании мотивации важно не только изучать, но и корректировать, отдельные стороны ее развития, сопоставлять стратегию формирования мотивации и ходе исследования и в процессе воспитания. При этом необходимо учитывать систему показателей, параметров при оценке параметров результативности формирования мотивации.

Психологическая модель мотивации включает в себя, в конечном счете, строение мотивации (стороны и их психологические характеристики, параметры), ее место в структуре личности, основные этапы возрастного и индивидуального развития, рассмотренные в связи с вехами становления целостной личности ребенка.

Проанализируем строение мотивационной сферы учения, входящих в нее побуждений, а также функций, осуществляемых в учении этими побуждениями.

Большинство ученых (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, Г. И. Щукина и др.) рассматривая мотивацию как одно из стержневых образований личности, указывают вместе с тем на ее сложное, качественно неоднородное строение. Их подходы рассматриваются как общеметодологическая основа для анализа мотивации.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru