Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Характеристика и своеобразие мотивационно– познавательного развития в дошкольном возрасте

Педагогика и воспитание » Формирование мотивации и познавательной деятельности у старших дошкольников » Характеристика и своеобразие мотивационно– познавательного развития в дошкольном возрасте

Страница 2

В нашем понимании мотивация складывается из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений (потребности и смысл учения, его мотивы, цели, эмоции, интересы). Поэтому становление мотивации есть не простое возрастание положительного или усугубление отрицательного отношения к учению, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, появление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними.

Становление мотивации зависит в целом от развертывания и усложнения связей индивида с окружающим миром и с разными людьми. Исследование предполагает многомерную и многоуровневую иерархию этих условий. Формированию мотивации способствуют, прежде всего, все каналы общественного воспитания, средства семейного воспитания. Есть точки зрения, согласно которым потребность выполняет активизирующую функцию (А. М. Матюшкин, А. Б. Орлов), мотив — побуждающую (Л. И. Божович), цель— направляющую и «конструирующую деятельность» (Б. Ф. Ломов), смысл — осмысливающую, смыслообразующую (А. Н. Леонтьев), эмоция — регулирующую (А. В. Запорожец). Рассмотрим подробнее условия, которые относятся к собственно обучению и воспитанию.

В качестве внешних (по отношению к ребенку) могут быть выделены характеристики деятельности учителя и воспитателя, содержание обучения, методы обучения и воспитания, уровень и индивидуальные особенности педагогического мастерства педагога, материально-техническое оснащение ДОУ, психологический климат в коллективе и группе, единство требований педагогического коллектива. Внешние условия определяют виды деятельности (учебная, общественно полезная, трудовая, общение), в которые включаются дети, ту систему непосредственных (возникающих в данной ситуации) и опосредованных (не привязанных к ситуации) взаимодействий с окружающими людьми, в которые вступают воспитанники.

В качестве внутренних условий становления мотивации могут быть выделены те качественные изменения в психическом развитии, структурные психологические новообразования, сформированность ребенка дошкольника, как субъекта разных видов деятельности (учебной, общественно полезной, трудовой); сформированность в разных форм взаимодействия и общения с другим человеком (со взрослыми, сверстниками).

Нет однозначной линейной связи между внешними условиями (видами деятельности и общения, куда включает ребенок и педагог) и теми или иными качествами мотивации, так как внешние условия преломляются через индивидуально неповторимый прошлый опыт каждого ребенка, характер его семейного окружения. На ранних этапах развития ребенка непосредственные воздействия и внешние условия сильнее влияют на становление мотивации, в более поздних возрастах решающая роль принадлежит опосредованным взаимодействиям с другими людьми и внутренним условиям, существенно преломляющим внешние воздействия.

Основным механизмом и первым толчком к развитию мотивации на каждом возрастном этапе является изменение объективных условий жизни ребенка, системы его отношений с окружающими людьми. Под влиянием конкретных обстоятельств жизни изменяется место, занимаемое ребенком в системе доступных ему общественных отношений. Соответственно меняется внутренняя позиция, т. е. то, как сам ребенок переживает и оценивает свое положение, как он к нему относится.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Особенности процесса профессионального развития педагога
Путь профессионального развития педагога – это постепенное, сложное и далеко не всегда линейное восхождение от дилетанта, самоучки, до истинного творца, субъекта профессиональной деятельности, автора собственной методической системы. В зрелом возрасте обостряется проблема несоответствия между Я-реа ...

Диалектика воспитания как особой формы человеческой деятельности
С целью систематизации изложения согласимся с известной периодизацией истории развития человеческого общества: первобытная община (матриархат, патриархат) – рабовладельческое общество – феодальное общество – индустриальное общество (капитализм, социализм). В первобытной общине не была выделена отде ...

Некоторые методические аспекты экологизации школьного образования
В условиях перехода общества к устойчивому развитию все более осознается "экологическая недостаточность" среднего образования. Учебные материалы не адекватны приоритетным целям обучения. Отсутствуют условия для разнообразной самостоятельной деятельности школьников; учение ориентировано пр ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru