Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Сказка и ее возможности в формировании математических представлений детей 5-6 лет

Педагогика и воспитание » Влияние сказки на формирование математических представлений старших дошкольников » Сказка и ее возможности в формировании математических представлений детей 5-6 лет

Страница 3

Осваиваемое содержание может быть включено в сказку в форме особого рода познавательных задач – загадок, выполнение которых становиться мерой социальной значимости героя (и его помощников – детей): волшебник покажет дорогу, если герой сказки вместе с детьми решит те или иные задачи (загадки). Такого рода ситуации типичны в сказках: женихов испытывает принцесса; Баба-яга испытывает Ивана Царевича и т.д. Этот способ эффективен, потому что в качестве задач или загадок легко может быть представлено любое содержание, в том числе и математическое.

В контексте сказки, отмечает Большунова Н.Я. «обретают полноту, выходят за границы обыденности и прагматического понимания такие понятия, как пространство, время, скорость, бесконечность и т.д. В пространстве сказки, внутри ее смыслов предметы, явления обретают многозначность и неоднозначность, сакральность. Появляется возможность обретения отношения к миру как к тайне, ведь любой предмет в сказке может предстать перед ребенком в какой-то другой, чудесной функции».

В своем учебном пособии Большунова Н.Я. представила некоторые пояснения к программе развития элементарных математических представлений у дошкольников.

Было отмечено, что одна из основных проблем старшей группы - освоение позиционной системы счисления. Поэтому, развивая у детей представления о числовых системах необходимо решить следующие задачи:

1.Развитие способности к группировке или счету группами.

2.Понимание того, что обозначения чисел за пределами десятка связаны с тем, что в основании счета лежит счет десятками, следовательно, все имена чисел и их запись производны от десятка.

3.Дать детям возможность понять, что от места, где находится цифра в ряду других цифр зависит значение числа.

4.Показать значение цифры 0.

Данные задачи достаточно легко осваиваются детьми в контексте предлагаемой Большуновой Н.Я. технологии.

В старшей группе так же наиболее существенной задачей является развитие представлений о некоторых эталонных мерах длины: сантиметрах и дециметрах. Для детей старшей группы эталонные меры предстают в сказке в форме особых сущностей (человечки - братья Сантиметры, которые, взявшись за руки и тесно "по-братски", прижавшись друг к другу, образуют новую меру - дециметр).

Важным разделом в старшей группе является развитие представлений о трехмерном и n-мерном (четырехмерном) пространстве. В частности, для этой цели используется сказка "Мышь четырехмерная". Т.к. большинство детей понимает, что возможно существование мира, где пространственные отношения иные, в сравнении с миром, в котором мы живем.

Таким образом, Большунова Н.Я. показала, каким образом сказка может использоваться на занятии, разработав конспекты занятий с использованием разнообразных сказок, показала большой потенциал использования сказки для математического развития дошкольников. Поэтому мы можем сказать, что сказка и ее возможности в формировании математических представлений детей старшего дошкольного возраста безграничны. Так как дети любят сказки, они знакомы им, потому, что используются и дома, и в детском саду. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживаются детьми. Математическое начало, которое содержится на самой поверхности, принимается и усваивается детьми непринужденно и легко.

Исходя из этого, мы считаем, что сказка должна использоваться на занятиях по математике, включая разнообразные задания, связанные с героями и сюжетом сказок. А также сказка и ее элементы должны быть включены в режимные моменты (на прогулке, перед сном, в самостоятельную деятельность детей и т.д). Такое включение сказки в занятия и в не его позволит эффективнее воздействовать на математическое развитие детей и повысит их актуальный уровень развития.

Таким образом, мы рассмотрели, что вопросами формирования математических представлений у детей занимались многие педагоги (начиная с Я.А. Коменского и заканчивая современными исследователями). Исследователи выделяли методы и приемы обучения математике, разрабатывали программы, в которых включали математическое развитие детей, искали эффективные средства, которые помогут детям лучше усвоить математические понятия и представления. Таким средством современные исследователи (Шорыгина Т.А., Ерофеева Т.И., Большунова Н.Я., Михайлова З.А.) выделили сказки, а также разработали специальные математические сказки.

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Педагогические аспекты театрально-игровой деятельности дошкольников
С развитием системы общественного дошкольного воспитания театр прочно вошел в жизнь детей дошкольного возраста. Караманенко Т. Н. и Караманенко Ю. Г. разработали одно из первых и наиболее популярных пособий для воспитателей по использованию разных видов кукольного театра. Благодаря выходу этого пос ...

Возможности использования уроков-экскурсий для формирования познавательного интереса младших школьников
Экскурсия (от лат. excursio - поездка) является такой формой организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях, тем самым развивая познавательную акти ...

Комплекс приемов работы с видеофильмом для развития лексических умений аудирования и основные рекомендации по его использованию
На основе теоретического анализа зарубежной и отечественной литературы по проблеме использования аутентичных видеоматериалов при обучении иностранному языку, и, учитывая то, что их использование на занятиях является эффективным средством развития умений аудирования, мы разработали комплекс приемов ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru