Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Дидактическая игра как важное средство умственной активности дошкольников

Педагогика и воспитание » Дидактическая игра как средство умственной активности » Дидактическая игра как важное средство умственной активности дошкольников

Страница 2

Несомненно, в игре идет и пополнение знаний благодаря действиям с разнообразными предметами и игрушками (знания о свойствах и качествах предметов и их использовании, о материалах, из которых они изготовляются, и т. д.), благодаря обмену мнениями в ходе коллективной игры между ее участниками, советов и пояснений взрослого. В игре происходит активная деятельность воображения, под влиянием которого имеющиеся знания комбинируются, действительные, реальные представления сочетаются с выдумкой, фантазией. Без выдумки, воображения не существует игры. Но в процессе игры воображение и формируется, развивается. По мере развития детей их творческие игры приобретают все более планомерный характер: дети договариваются о содержании игры, о некоторой последовательности сюжета, использовании игрушек и т. д. В ходе игр тем самым формируется очень важная для развития ребенка планирующая функция мышления.

В игре формируются и познавательные интересы детей. Интерес к игре, ее содержанию переносится на сами явления и события, побуждая детей наблюдать, вслушиваться, задавать вопросы окружающим.

Таким образом, игра, являясь одной из форм деятельности ребенка, формой практики ребенка, направлена на освоение, познание окружающей его жизни. Однако это познание предваряется более непосредственными его формами (восприятие, наблюдение, обобщение). Это предъявляет и особые требования к руководству ходом умственного развития ребенка в игре.

Воздействие на умственное развитие детей опосредовано содержанием игры, ее структурой, изобразительными средствами. Поэтому творческая игра не может служить средством сообщения новых знаний, планируемого закрепления знаний и умений.

Обогащение содержания детских игр через расширение впечатлений, знаний детей об окружающем — основной путь руководства умственным развитием детей в творческой игре. Переработка знаний, их совершенствование осуществляется самим процессом игры.

Тщательное наблюдение и анализ игр дает возможность выявить уровень понимания детьми тех или иных событий или явлений и организовать работу по уточнению, углублению или корректировке знаний.

Необходимо в ходе повседневного руководства творческими играми детей поощрять творчество, фантазию, выдумку.

Руководство играми должно быть направлено на постепенное приучение детей к предварительному определению темы игры, распределению ролей, определению основного направления игры (например, построим самолет и полетим на БАМ) и т. д.

Наряду с творческими играми большая роль в умственном воспитании детей принадлежит дидактическим играм. Эти игры имеют готовое содержание и четкие правила. В народной педагогике создано и передается из поколения в поколение большое количество таких игр. Много игр разработано и педагогами.

Уже само название (дидактические) говорит о том, что эти игры имеют своей целью умственное развитие детей и, следовательно, могут рассматриваться как прямое средство умственного воспитания. Содержание дидактических игр самое разнообразное, как и те умственные задачи, которые в них заключаются.

Так, игры с народными дидактическими игрушками (башенки, матрешки, бочонки и т. д.) способствуют развитию сенсорики ребенка, формированию представлений о различных сенсорных качествах (цвет, величина и т. д.). Одновременно в играх с дидактическими игрушками формируются навыки и умения сравнивать и обобщать предметы по сенсорным признакам, углубляется анализ (через синтез) и т. д. В других играх развивается внимание (все игры типа лото), уточняются представления об окружающем мире. Есть игры, в которых дети должны проявить находчивость, сообразительность (игры типа головоломок и т. д.). Практически имеющийся в распоряжении педагога ассортимент дидактических игр предусматривает развитие всех основных познавательных процессов (на сенсорном и интеллектуальном уровне), отдельных мыслительных операций, уточнение знаний детей об окружающем, их обобщение и систематизацию. Соединение в дидактической игре обучающей задачи с игровой формой, наличие готового содержания и правил дает возможность воспитателю более планомерно использовать дидактические игры для умственного воспитания детей.

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Психологические механизмы формирования учебно-познавательной мотивации младших школьников
Для рассмотрения механизмов формирования мотивации у детей необходимо определить основные категории мотивации учения: мотив, мотивация, мотивационная сфера, учебно-познавательный мотив. В психологии под термином "мотив" понимается не только как осознанная потребность или как предмет потре ...

Средства диагностики мотивов учения младших школьников
Для того чтобы сформировать у учащихся стойкую положительную мотивацию, нужно следить за динамикой развития у мотивов учения и самовоспитания с тем, чтобы своевременно корректировать свою педагогическую деятельность, свое индивидуальное воздействие на отдельных учащихся. Для этого необходимо период ...

Развитие творческих способностей на уроках информатики
Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Вопрос, по словам И.Я. Лернера, заключается лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения. Под творческими (креативными) способностями учащихся понимают " .комплексные возможности ученика в соверш ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru