Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Особенности дидактики дошкольного учреждения в процессе формирования математической подготовки

Педагогика и воспитание » Роль дидактических средств в математическом развитии детей » Особенности дидактики дошкольного учреждения в процессе формирования математической подготовки

Страница 3

Первое направление представляет систематизацию как группировку предметов в соответствии с выявленным характерным признаком (цвет, величина, использование и т.д.), объединяющим их. Второе — рассматривает системный принцип как раскрытие многообразия сторон объекта познания, выявление причинно-следственных связей, осознание закономерностей (создание предмета из материала, имеющего определенные качества и свойства, и т.д.).

Наряду с принципами отбора содержания знаний для детей дошкольного возраста в учебнике «Дошкольная педагогика» В. И.Ядэшко дана трактовка умственного воспитания как целенаправленного воздействия взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей. Интеллектуальное развитие, под которым понимается сообщение доступных знаний об окружающем мире, их систематизация, развитие познавательных способностей, формирование познавательных интересов, интеллектуальных навыков и умений, требует опоры на принципы организации воспитательно-образовательной деятельности, т.е. дидактические принципы.

Дидактические принципы, на которых основывается дошкольная педагогика, имеют много общего с основными принципами обучения в школе:

- принцип развивающего обучения; принцип воспитывающего обучения; принцип доступности обучения; принцип системности и последовательности;

- принцип сознательности и активности детей в усвоении и применении знаний;

- принцип наглядности;

- принцип индивидуального подхода к детям.

К вышеперечисленным принципам В.И. Логинова, рассматривая обучение как способ всестороннего развития личности ребенка, добавляет принцип прочности знаний, который рассматривается как связь обучения с повседневной жизнью и деятельностью детей (игрой, трудом), т. е. как необходимость упражнения детей в применении полученных знаний на практике, а также учета индивидуальных и возрастных особенностей. Таким образом, ребенок, овладевая навыками учебной деятельности в детском саду, осваивает и основные способы выполнения учебных заданий, что подготавливает его к обучению в школе.

Представленные принципы являются основой для определения образовательного содержания, которое должен освоить ребенок-дошкольник. Впервые подобная опытно-экспериментальная программа была разработана известным отечественным методистом Е.И. Тихеевой для работы детского сада по методу игры-труда в 1919 г. Дошкольным работникам была предложена программа, разбитая на триместры и определяющая совокупность знаний, умений и навыков, которым овладевали воспитанники двух возрастных групп (младшей и старшей) в процессе целенаправленной учебной деятельности.

В дальнейшем проблема определения оптимального содержания воспитательно-образовательной работы решалась в исследованиях А.М. Леушиной, А.П. Усовой, Н.А. Ветлугиной, Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой. Их дидактические положения легли в основу создания единых, типовых государственных образовательных программ, предусматривающих овладение детьми двумя категориями знаний и умений: первая — знания, приобретаемые в ходе повседневного общения с окружающим миром; вторая — знания, приобретаемые в процессе специально организованного учебного процесса на занятиях. В современном детском саду содержание обучения детей ориентируется на освоение детьми различных знаний об окружающей действительности в их взаимосвязи и взаимопроникновении, что способствует переходу ребенка из «зоны ближайшего развития» на «уровень актуального развития» (Л.С. Выготский).

Согласно современным исследованиям Т.И. Бабаевой, М.В. Крулехт, В.И. Логиновой, З.И. Михайловой, содержание знаний об окружающем мире должно включать три раздела (блока):

1) мир природы,

2) мир людей,

3) мир предметов.

Наиболее сложным и менее разработанным является вопрос о приобщении ребенка к социальному миру в связи со значительной переоценкой ценностей в современном обществе.

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru