Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Голос автора в лирических отступлениях

Страница 3

В отступлении второго тома «Где же тот, кто бы на родном языке русской души нашей умел бы нам сказать это всемогущее слово: «вперед?» В отступлении снова прослеживается мечта Гоголя о преодолении Русью вековой бессильности и инертности, как он это видел из прекрасного далека.

«Но века проходят веками, полмиллиона сидней, увальней и байбаков дремлют беспробудно, и редко рождается на Руси муж, умеющий произносить его, это всемогущее слово».

Это слова, без сомнений, самого автора, который и в «Выбранных местах из переписки с друзьями» восклицает: «Очнитесь! Не залучить вам любви к себе в душу. Не полюбить вам людей до тех пор, пока не послужите им. Город не знает города, человек человека; люди, живущие только за одной стеной, кажется, как бы живут за морями. Очнитесь. Монастырь ваш – Россия!

Итак, в лирических отступлениях перед нами, действительно, автор, а не рассказчик. Приводя цитаты из духовной прозы самого Н.В.Гоголя видим, что это так.

Как автор, приближающийся в своем творчестве к смысловой концепции древнерусского писателя, с его взглядом на литературу, Гоголь выступает в поэме «Мертвые души» духовным проповедником Святой Руси. Его поучения сближаются с богословскими. В этом смысле в поэме есть Гоголь – автор. Однако ведет повествование о мертвых душах не автор, а рассказчик. Его задача – вскрыть язвы России и русского человека, обратить его в Православие, от которого он в силу своей греховности отошел.

Правы те исследователи, которые разъединили образы, наполнив их разным смысловым содержанием. Одни литературоведы (С.Макшинский, Е.С.Смирнова, М.Гус, Чикина, А.Н.Степанов) доказывали тождество или разграничения повествователя и автора, углубляясь в подтексты поэмы, другие (А.М.Докусов, В.Ш.Кривонос, Е.А.Смирнова, И.Т.Щеблыкин), изучая лирические отступления, определяли, чей голос в них звучит.

Несомненна заслуга В.Воропаева, М.М.Дунаева, В.Зеньковского, которые соотнесли текст поэмы «Мертвые души» с текстами духовной прозы Гоголя. Это сделано впервые. Ранее духовная проза не была опубликована, поэтому и в литературоведческих концепциях намечались противоречия.

Страницы: 1 2 3 

Это интересно:

Выбор методов и приемов обучения умственно отсталых школьников на уроках СБО
На занятиях по социально-бытовой ориентировке могут использоваться следующие методы и приёмы: демонстрация, наблюдение, объяснение, экскурсия, беседа, моделирование реальных ситуаций, дидактический, режиссерские, сюжетно-ролевые, имитирующие игры, упражнения, личностная аналогия, игровые ситуации, ...

Экспериментальное исследование отношения родителей к современным СМИ и регуляции ими процесса воздействия СМИ на социальное развитие ребенка
Подведя итоги предыдущего этапа эксперимента, мы пришли к выводу, что, познакомив родителей с данной информацией, можно, на наш взгляд, в значительной степени регулировать влияние СМИ на социальное развитие ребёнка. На данном этапе исследования нами было составлено и проведёно анкетирование для род ...

Организация педагогического процесса в разновозрастных группах
Организация педагогического процесса в разновозрастных группах имеет свои особенности и сложности, требует от педагога знания программ всех возрастных групп, умения сопоставлять программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей, способности правильно распределять внимание, ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru