Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
В отступлении второго тома «Где же тот, кто бы на родном языке русской души нашей умел бы нам сказать это всемогущее слово: «вперед?» В отступлении снова прослеживается мечта Гоголя о преодолении Русью вековой бессильности и инертности, как он это видел из прекрасного далека.
«Но века проходят веками, полмиллиона сидней, увальней и байбаков дремлют беспробудно, и редко рождается на Руси муж, умеющий произносить его, это всемогущее слово».
Это слова, без сомнений, самого автора, который и в «Выбранных местах из переписки с друзьями» восклицает: «Очнитесь! Не залучить вам любви к себе в душу. Не полюбить вам людей до тех пор, пока не послужите им. Город не знает города, человек человека; люди, живущие только за одной стеной, кажется, как бы живут за морями. Очнитесь. Монастырь ваш – Россия!
Итак, в лирических отступлениях перед нами, действительно, автор, а не рассказчик. Приводя цитаты из духовной прозы самого Н.В.Гоголя видим, что это так.
Как автор, приближающийся в своем творчестве к смысловой концепции древнерусского писателя, с его взглядом на литературу, Гоголь выступает в поэме «Мертвые души» духовным проповедником Святой Руси. Его поучения сближаются с богословскими. В этом смысле в поэме есть Гоголь – автор. Однако ведет повествование о мертвых душах не автор, а рассказчик. Его задача – вскрыть язвы России и русского человека, обратить его в Православие, от которого он в силу своей греховности отошел.
Правы те исследователи, которые разъединили образы, наполнив их разным смысловым содержанием. Одни литературоведы (С.Макшинский, Е.С.Смирнова, М.Гус, Чикина, А.Н.Степанов) доказывали тождество или разграничения повествователя и автора, углубляясь в подтексты поэмы, другие (А.М.Докусов, В.Ш.Кривонос, Е.А.Смирнова, И.Т.Щеблыкин), изучая лирические отступления, определяли, чей голос в них звучит.
Несомненна заслуга В.Воропаева, М.М.Дунаева, В.Зеньковского, которые соотнесли текст поэмы «Мертвые души» с текстами духовной прозы Гоголя. Это сделано впервые. Ранее духовная проза не была опубликована, поэтому и в литературоведческих концепциях намечались противоречия.
Это интересно:
Понятие и сущность учебной мотивации
Любая деятельность, в том числе и учебная, состоит из трёх частей: ориентировочно-мотивационной, операционально-исполнительской и рефлексивно-оценочной. Первая из названых частей, т. е. мотив, всегда рассматривается как основа деятельности; отсутствие её превращает деятельность в хаотическое скопле ...
Социально-психологические факторы, влияющие на проявление творчества в
подростковом возрасте
На современном этапе развития психологии нельзя считать устоявшимся единое определение понятия креативность. При этом практически во всех подходах подчеркивается такая важная отличительная черта креативности, как способность выйти за рамки заданной ситуации. Установлено, что для развития креативнос ...
Историко-педагогический анализ развития гражданского воспитания школьников
В России содержание понятия «гражданин» менялось на протяжении длительного периода и в настоящее время в педагогической литературе не всегда можно найти его четко обозначенный смысл. Это можно объяснить тем, что гражданское общество в нашей стране находится в стадии становления и данное понятие инт ...