Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Понятие и компоненты творческих способностей

Страница 3

Дивергентный способ мышления лежит в основе творческих способностей, которые характеризуются такими основными особенностями, как быстрота, гибкость и оригинальность.

Под быстротой Гилфорд понимал способность высказывать максимальное количество идей, то есть главным является количество предлагаемых идей в единицу времени, несмотря на содержание этих идей, возможность их претворения в жизнь. Способность высказывать широкое многообразие идей автор называл гибкостью, а - способность порождать новые нестандартные идеи – оригинальностью, которая может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми .

А.Н. Лук в своей книге “Мышление и творчество” выделил основные показатели творческих способностей: это беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость. Подробнее рассмотрим данные показатели:

Беглость мысли – это количество идей, возникающих в единицу времени.

Гибкость мысли – способность быстро и без внутренних усилий переключаться с одной идеи на другую, видеть, что информацию, полученную в одном контексте, можно использовать в другом. Гибкость – это хорошо развитый навык переноса (транспозиции). Она обеспечивает умение легко переходить от одного класса изучаемых явлений к другому, преодолевать фиксированность методов решения, своевременно отказываться от скомпрометированной гипотезы, быть готовым к интеллектуально, риску и к парадоксам.

Оригинальность – способность к генерации идей, отличающихся от общепринятых, парадоксальных, неожиданных решений. Она связана с целостным видением всех связей и зависимостей, незаметных при последовательном логическом анализе.

Любознательность – способность удивляться, любопытство и открытость ко всему новому.

Точность – способность совершенствовать иди придавать законченный вид своему творческому продукту.

Смелость – способность принимать решение в ситуации неопределенности, не пугаться собственных выводов и доводить их до конца, рискуя личным успехом и репутацией.

Торренс, пытаясь ответить на вопрос о том, являются ли эти показатели врожденными или могут поддаваться влиянию среды, говорил, что наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности. В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческий характер, зависит больше от влияния родителей и других взрослых. Семья способна развить или уничтожить творческий потенциал ребенка еще в дошкольном возрасте.

Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, выделяет следующие творческие способности: видение проблемы там, где её не видят другие; сворачивание мыслительных операций, применение навыков, приобретённых при решении одной задачи к решению другой; восприятие действительности целиком, не дробя её на части; ассоциирование отдалённых понятий; запоминание и выдача нужной информации в нужную минуту; выбор одной из альтернатив решения проблемы до её проверки; включение вновь воспринятых сведений в уже имеющиеся системы знаний; видение вещей такими, какие они есть; доработка деталей, к совершенствованию первоначального замысла, а также гибкость мышления; лёгкость генерирования идей и творческое воображение.

Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории. Это: реализм воображения – образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий; умение видеть целое раньше частей; надситуативно – преобразовательный характер творческих решений – способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу; экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности “поведения” предметов в этих условиях.

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Обучение школьников вопросам безопаснисти жизнедеяятельности
Безопасность всегда предметна. Она не существует вообще. Когда говорят о безопасности, то имеют в виду безопасность человека в самом широком понимании. Защита населения предполагает защиту каждого человека в чрезвычайных ситуациях (ЧС) - это ответственность государства. Ответственность же граждан с ...

Детское школьное объединение «Школьный океан»
«Школьный океан» возник на берегу Рыбинского моря, в Болтинской средней общеобразовательной школе Рыбинского района. В 2001 году, когда группа инициативных педагогов объединила активных старшеклассников для решения общешкольных вопросов, стало понятно, что сделан первый шаг к будущему самоуправлени ...

Элементы структуры
В структуру сознания входит ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания: Познавательно - смысловой (знания о дисциплине, формирование совокупности знаний об окружающем мире). Поведенческие (умение реализовывать требования дисциплины, самоконтроль и самоанализ). Эмоцио ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru