Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Изучение сформированности базовых качеств личности детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха и нормально слышащих

Педагогика и воспитание » Влияние стилей семейного воспитания на процесс формирования базовых качеств личности ребенка с нарушением слуха, в сравнительном аспекте с нормально слышащими детьми » Изучение сформированности базовых качеств личности детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха и нормально слышащих

Страница 1

На первом этапе для определения сформированности базовых качеств личностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха и без нарушения, мы опросили детей 3-х подготовительных групп. (возраст детей на момент исследования составлял 7–8 лет) в количестве 15 человек и детей с сохранным слуховым анализатором подготовительной группы (возраст детей на момент исследования составлял 6-7 лет) в количестве 15 человек по теме «Как я себя чувствую дома».

Дети должны были выбрать из ряда предложенных им ощущений те, которые они испытывают в своей семье.

Им была дана инструкция: «Вспомните чувство, с которым вы идете домой. Как вы себя чувствуете в выходные дни и по вечерам? В общем, вспомните ваши ощущения, связанные с вашими родителями».

В результате исследования мы установили, что дети с нарушениями слуха отмечают в 70% общую удовлетворенность отношениями со своими родителями; хотели бы их изменить 20%; не знают 10%. Дети с сохранным слухом ощущают себя менее свободными, но более спокойными, беззаботными, нужными, радостными, чем их слабо слышащие сверстники. Возможно, это связано с редким пребыванием слабослышащих детей дома (в связи с интернатным типом школы), в отличие от слышащих сверстников, которые более часто общаются с родителями и более высокими требованиями, предъявляемыми родителями к слышащим детям.

На втором этапе для выявления сформированности базовых качеств личности (особое внимание мы уделили нравственным качествам) мы дали детям с нарушенным слухом, разделив на три группы по 5 человек задания разной степени сложности:

уборка в классе

полив цветов

влажная уборка в классе

Нормально слышащим детям было дано задание убрать территорию своего участка во время прогулки.

Детям было объяснено, что после того как выполнят задание, они могут идти заниматься любым делом (играть, рисовать).

Особенность этой методики в том, что она позволяет определить через трудовую деятельность детей, в какой степени у них развиты такие положительные качества личности как отзывчивость, сопереживание, чувство взаимопомощи, товарищество.

Из предложенных заданий полив цветов оказался самым легким, дети быстрее с ним справились и пошли рисовать, кроме Стаса К. и Миши З. Стас К. пошел помогать Жене И. в первую группу. Миша З. к Насте Ф. в третью. Вторыми окончили выполнять задание дети третьей группы. Миша З, Настя Ф. и Дима М. пошли помогать в первую группу, а Вова К., Валера В. и Рома П. сказали, что они выполнили свое задание и хотят пойти рисовать. Когда закончила уборку первая группа, с детьми была проведена беседа о том, что они делали. Были заданы вопросы о том, что дети делали, зачем они это делали, почему дети пошли помогать товарищам. Дети давали разные ответы: «Убирались», «Чтобы было чисто»; «Мыли цветочки». На вопрос, зачем пошли помогать, Миша З. ответил: «Потому, что нужно помогать друг другу».

Результаты исследования показали, что высокий уровень сформированности нравственных качеств личности наблюдался у 40% слабослышащих детей и 53% нормально слышащих детей, средний уровень – 34% у обеих категорий обследованных детей, низкий уровень у слабослышащих детей составил – 26%, а у нормально слышащих детей – 13%. Дети с более высоким уровнем сформированности нравственных качеств, справившись с заданием, еще и оказывали помощь своим друзьям и педагогу. Чаще это дети, в семьях которых преобладает демократический и неустойчивый стиль воспитания. Дети со средним и низким уровнем предпочли по выполнении заданий заниматься другим делом, это дети, в семьях которых преобладают в основном авторитарный и либеральный стили семейного воспитания. У слышащих детей наблюдается более высокий уровень сформированности нравственных качеств личности, чем слабослышащих.

На третьем этапе мы исследовали самооценку детей как базовое качество личности. Исследования самооценки основаны на модификации методики В.М. Блейхер, Л.Ф. Бурлачук, (1978г.), которая предполагает изображение шкал в виде лестницы.

В работе с детьми такая «Лесенка самооценок» более удобна. В последующей беседе выясняют, почему он поставил себя на ту или иную ступеньку лестницы. Рассмотренный метод позволяет дать оценку личности ребенка в отношениях со своим микросоциумом. Детям было предложено оценить себя по следующим критериям: ум;

смелость;

доброта;

Страницы: 1 2

Это интересно:

Установление контакта с детьми группы
Для того чтобы установить контакт с детьми были подобраны разнообразные игры, соответствующие данному возрасту, способствующие сближению со мной и созданию благоприятной эмоциональной атмосферы. "Солнечный зайчик" Воспитатель. Сядь удобно, расслабься. Солнечный зайчик заглянул тебе в глаз ...

Формирования системы понятий в процессе обучения учащихся основной школы аппаратному обеспечению компьютера на уроках информатики
Учебный предмет, который появился в школе относительно недавно, не только прочно вошел в жизнь учащихся, но и продолжает набирать силу, бурно и быстро развиваться, все более глубоко и широко внедряясь в школьную жизнь. Цель изучения данного предмета в школе менялась в зависимости от социального зак ...

Экологические проблемы производства полимеров и утилизации пластмассовых отходов
Производство полиэтилена, полипропилена, поливинилхлорида приносит немалые экологические проблемы для окружающей природной среды. Это использование различных токсичных мономеров и катализаторов, образование сточных вод и газовых выбросов, обезвреживание которых сопряжено с большими энергетическими, ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru