Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Семейное воспитание

Педагогика и воспитание » Семейное воспитание

Страница 4

Неполная семья – семья с одним родителем – также довольно распространенное явление. Такая семья является результатом развода, смерти или долгого отсутствия одного из родителей, а также, если ребенок рожден в «гражданском браке» (вне брака). Растет число несовершеннолетних мам. Нередко такие семьи находятся в тяжелом материальном положении, поэтому они нуждаются в особой социальной защите и помощи государства.

Практически в любой семье, независимо от ее типа, могут наблюдаться ошибки в воспитании детей, в семейной педагогике вслед за детским психиатром М.И. Буяновым выделяют несколько типов неправильного воспитания в семье:

1. Безнадзорность, бесконтрольность как тип (дефект) воспитания встречается при излишней занятости родителей своими делами. Родители не уделяют должного внимания детям, которые предоставлены самим себе. Такая ситуация вызывает у детей чувство обиды и одиночества. Нередко это приводит к различным нару ям личностного развития и проявлениям девиантного поведения подростка.

2. Гиперопека как тип воспитания характеризуется тем, что вся жизнь ребёнка находится под неустанным надзором, ребенок ограничен запретами, вынужден без конца выслушивать и выполнять строгие приказы родителей. Результат такого воспитания – нерешительная, безынициативная, боязливая, неуверенная в себе личность. Вместе с тем в подростковом это может вылиться в «бунт» против родительского диктата («Другим все дозволено, а мне?!»). В этом случае подросток может специально нарушать убегать из дома и т.п. Разновидностью гиперопеки является воспитание пот «кумир семьи». В данном случае в семье принято восхищаться любыми проявлениями ребенка. Жизнь семьи, на первый взгляд, полностью подчинена (причинами этого могут быть соперничество взрослых в семье или отсутствие истинного единства в семье; во втором случае семью объединяет общая о ребенке). Ребенок привыкает быть в центре внимания, его просьбы немедленно выполняются. В такой атмосфере ребенок вырастает изнеженным, капризным, эгоцентричным. Повзрослев, он не в состоянии оценить свои возможности, одолеть эгоцентризм, он не находит понимания и в группе сверстников. Если же ребенок не всеобщий, а чей-то личный кумир («маменькин сынок», «папенькина дочка», «бабушкино сокровище»), то он чувствует отношение одного из родных и остро ощущает холодность другого.

3. Воспитание по типу «Золушки» реализуется в обстановке эмоциональной отверженности, холодности, безразличия. Хотя окружающим может казаться, родители достаточно внимательны и добры к нему, ребенок чувствует, что отец не любят его, тяготятся им. Нередко при этом из ребенка делают безотказного исполнителя домашних обязанностей, а все лучшее (поощрения и пр.) достаются другим членам семьи (взрослым или детям). Такая ситуация способствует появлению неврозов, чрезмерной чувствительности к невзгодам или озлобленности Он вырастает приниженным, неуверенным в себе, несамостоятельным, завистливым!

4. «Жесткое воспитание» характеризуется тем, что за малейшую провинность ребенка сурово наказывают, и он растет в постоянном страхе. Нередко родители, реализующие такой тип воспитания, действуют методами физического наказания, вызывающими у ребенка физические, психические, нравственные страдания, Результатом такого воспитания, как известно, являются жестокость, грубость, лживость, озлобленность, мстительность, агрессивность, приспособленчество и другие личностные и поведенческие нарушения развития.

5. Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности: с малых лет ребенку внушается мысль, что он должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются непосильные для его возраста заботы и обязанности. В итоге у ребенка могут появиться навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие близких.

В практике семейного воспитания выделяются три основных стиля (вида) семейных отношений:

Авторитарный стиль отношений родителей к детям характеризуется строгостью, требовательностью, безапелляционностью. Угрозы, понукания, принуждение – главные атрибуты этого стиля. У детей он вызывает чувство страха, незащищенности. Родительские требования могут вызывать или протест и агрессивность, или апатию и пассивность.

Попустительский (либеральный) стиль предполагает всепрощение, терпимость в отношениях с детьми. Источником этого стиля является чрезмерная родительская любовь.

Демократичный стиль характеризуется гибкостью. Родители мотивируют свои требования и поступки, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность мыслей и поступков. Это наиболее благоприятный вариант взаимоотношений родителей и детей, при котором они испытывают потребность в общении друг с другом, проявляют доверие, откровенность. Важно, что родители умеют понять мир ребенка, его возрастные потребности и интересы.

Правовые основы семейного воспитания.

Семья – социальный институт. Все внутрисемейные процессы оказывают воздействие на общество, и в то же время сама семья чутко реагирует на все изменения, происходящие в общественной и государственной жизни. Поэтому государство и общество должны проявлять постоянную заботу о семье и семейном воспитании. В основе семейного воспитания лежит семейное право, которое закреплено Конституцией страны, законодательными и нормативными документами о браке, семье, правах ребенка и защите материнства и детства.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Клиническая характеристика детей с нарушением интеллекта младшего школьного возраста, особенности слухоартикуляционного анализа
Умственная отсталость – это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер. Большинство среди умственно отсталых составляют лица, им ...

Проблемы реализации религиозной, национальной, культурной идентичности учащихся
Целостная социализация предполагает освоение учащимися национального и мирового культурного наследия. Основанием любой культуры являются религиозные ценности, понятия, миропонимание, то есть религиозная культура, без которой не возможна адекватная социализация. Одним из наиболее важных аргументов п ...

Технологии профилактической и коррекционно-развивающей деятельности в работе с подростками осложненного поведения в условиях общеобразовательной школы
Одним из направлений решения проблемы социально-педагогической помощи подросткам с осложненным поведением и организации системы эффективной превентивно-профилактической работы с ними является взаимодействие различных институтов социализации – семьи, школы, внешкольных заведений и др. Обычно выделяю ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru