Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Семейное воспитание

Педагогика и воспитание » Семейное воспитание

Страница 4

Неполная семья – семья с одним родителем – также довольно распространенное явление. Такая семья является результатом развода, смерти или долгого отсутствия одного из родителей, а также, если ребенок рожден в «гражданском браке» (вне брака). Растет число несовершеннолетних мам. Нередко такие семьи находятся в тяжелом материальном положении, поэтому они нуждаются в особой социальной защите и помощи государства.

Практически в любой семье, независимо от ее типа, могут наблюдаться ошибки в воспитании детей, в семейной педагогике вслед за детским психиатром М.И. Буяновым выделяют несколько типов неправильного воспитания в семье:

1. Безнадзорность, бесконтрольность как тип (дефект) воспитания встречается при излишней занятости родителей своими делами. Родители не уделяют должного внимания детям, которые предоставлены самим себе. Такая ситуация вызывает у детей чувство обиды и одиночества. Нередко это приводит к различным нару ям личностного развития и проявлениям девиантного поведения подростка.

2. Гиперопека как тип воспитания характеризуется тем, что вся жизнь ребёнка находится под неустанным надзором, ребенок ограничен запретами, вынужден без конца выслушивать и выполнять строгие приказы родителей. Результат такого воспитания – нерешительная, безынициативная, боязливая, неуверенная в себе личность. Вместе с тем в подростковом это может вылиться в «бунт» против родительского диктата («Другим все дозволено, а мне?!»). В этом случае подросток может специально нарушать убегать из дома и т.п. Разновидностью гиперопеки является воспитание пот «кумир семьи». В данном случае в семье принято восхищаться любыми проявлениями ребенка. Жизнь семьи, на первый взгляд, полностью подчинена (причинами этого могут быть соперничество взрослых в семье или отсутствие истинного единства в семье; во втором случае семью объединяет общая о ребенке). Ребенок привыкает быть в центре внимания, его просьбы немедленно выполняются. В такой атмосфере ребенок вырастает изнеженным, капризным, эгоцентричным. Повзрослев, он не в состоянии оценить свои возможности, одолеть эгоцентризм, он не находит понимания и в группе сверстников. Если же ребенок не всеобщий, а чей-то личный кумир («маменькин сынок», «папенькина дочка», «бабушкино сокровище»), то он чувствует отношение одного из родных и остро ощущает холодность другого.

3. Воспитание по типу «Золушки» реализуется в обстановке эмоциональной отверженности, холодности, безразличия. Хотя окружающим может казаться, родители достаточно внимательны и добры к нему, ребенок чувствует, что отец не любят его, тяготятся им. Нередко при этом из ребенка делают безотказного исполнителя домашних обязанностей, а все лучшее (поощрения и пр.) достаются другим членам семьи (взрослым или детям). Такая ситуация способствует появлению неврозов, чрезмерной чувствительности к невзгодам или озлобленности Он вырастает приниженным, неуверенным в себе, несамостоятельным, завистливым!

4. «Жесткое воспитание» характеризуется тем, что за малейшую провинность ребенка сурово наказывают, и он растет в постоянном страхе. Нередко родители, реализующие такой тип воспитания, действуют методами физического наказания, вызывающими у ребенка физические, психические, нравственные страдания, Результатом такого воспитания, как известно, являются жестокость, грубость, лживость, озлобленность, мстительность, агрессивность, приспособленчество и другие личностные и поведенческие нарушения развития.

5. Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности: с малых лет ребенку внушается мысль, что он должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются непосильные для его возраста заботы и обязанности. В итоге у ребенка могут появиться навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие близких.

В практике семейного воспитания выделяются три основных стиля (вида) семейных отношений:

Авторитарный стиль отношений родителей к детям характеризуется строгостью, требовательностью, безапелляционностью. Угрозы, понукания, принуждение – главные атрибуты этого стиля. У детей он вызывает чувство страха, незащищенности. Родительские требования могут вызывать или протест и агрессивность, или апатию и пассивность.

Попустительский (либеральный) стиль предполагает всепрощение, терпимость в отношениях с детьми. Источником этого стиля является чрезмерная родительская любовь.

Демократичный стиль характеризуется гибкостью. Родители мотивируют свои требования и поступки, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность мыслей и поступков. Это наиболее благоприятный вариант взаимоотношений родителей и детей, при котором они испытывают потребность в общении друг с другом, проявляют доверие, откровенность. Важно, что родители умеют понять мир ребенка, его возрастные потребности и интересы.

Правовые основы семейного воспитания.

Семья – социальный институт. Все внутрисемейные процессы оказывают воздействие на общество, и в то же время сама семья чутко реагирует на все изменения, происходящие в общественной и государственной жизни. Поэтому государство и общество должны проявлять постоянную заботу о семье и семейном воспитании. В основе семейного воспитания лежит семейное право, которое закреплено Конституцией страны, законодательными и нормативными документами о браке, семье, правах ребенка и защите материнства и детства.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Особенности лекционно-семинарская системы обучения
Лекционно-семинарская система обучения имеет следующие функции: Информационную, выражающуюся в передаче учащимся специально отобранного и особым образом структурированного учебного материала. Содержательная сторона уроков обеспечивает формирование системы знаний, подлежащих усвоению учащимися; Миро ...

Формы интеграции знаний о религии в светской школе
В течении последнего десятилетия в российской общеобразовательной школе сложились многообразные формы изучения религии и религиозной культуры: в составе обязательного (инвариативного) федерального компонента в начальной, основной и полной средней школы; преподавание религиоведческих, религиозно-поз ...

История становления специальной педагогики в России
История становления и развития отечественной системы специальных образовательных учреждений чрезвычайно коротка и своеобразна. Ее возникновение приходится на дореволюционный период, становление соотносится с периодом крупных социальных потрясений, а окончательное оформление происходит в советский п ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru