Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Семейное воспитание

Педагогика и воспитание » Семейное воспитание

Страница 3

Социально-экономические факторы определяются имущественными характеристиками семьи и занятостью родителей на работе. Воспитание ребенка требует серьезных материальных затрат на его содержание, образование, здравоохранение, удовлетворение культурных и иных потребностей. Приток женщин на рынок труда осложняет условия семейного воспитания.

Технико-гигиенические факторы. Характеризуют воспитательный потенциал семьи в зависимости от места и условий (жилищных, материально-бытовых и других) проживания, особенностей образа жизни семьи. Например, различаются по воспитательным возможностям сельские и городские семьи.

Демографический фактор. Структура и состав семьи (количество детей, наличие обоих родителей, других родственников и т.п.) также определяют особенности воспитания.

Все охарактеризованные выше факторы относятся к внутренним факторам семейного воспитания.

Выделяют также и внешние факторы (В.В. Чечет): социально-экономические, политические, экологические условия; углубление процессов урбанизации и материального потребительства; увеличение числа разводов и снижение численности браков; снижение рождаемости и рост смертности; степень интеграции усилий семьи, учреждений образования, общества и государства. Например, в 90-е годы прошлого века в Беларуси вследствие нестабильности, социально-экономического кризиса в обществе наблюдался и кризис семьи, обострение объективных труд семейного воспитания. В настоящее время ситуация несколько стабилизировалась.

Государство проводит социальную политику, направленную на поддержку института семьи, на охрану прав материнства и детства. Таким образом, семейное воспитание – сложная система, на которую оказывает влияние множество факторов.

Основные цели и задачи семейного воспитания:

создание наиболее благоприятных условий для всестороннего (физического, интеллектуального, социального, духовного) развития личности ребенка;

обеспечение социально-экономической и психологической защиты ребенка;

воспитание у детей основ базовой культуры личности, всех ее компонентов;

формирование практических умений и навыков у детей (самообслуживание, помощь старшим членам семьи и т.д.);

воспитание положительной «Я-концепции», собственного достоинства, ценности «Я».

Основные принципы семейного воспитания:

Гуманное отношение к ребенку.

Оказание помощи ребенку, готовность создавать условия для его разностороннего развития.

Вовлечение детей как равноправных участников в жизнедеятельность семьи.

Социальная направленность семейного воспитания.

Оптимистичность, открытость и доверительность взаимоотношений в семье, в том числе с детьми.

Последовательность и согласованность родителей в своих требованиях к ребенку.

Запрещение физических наказаний и наказаний, морально унижающих ребенка.

Типы семейного воспитания, особенности их влияния на ребёнка.

В психолого-педагогической литературе выделяют различные типы семей:

а) по количеству детей: многодетная, малодетная, однодетная, бездетная;

б) по числу поколений: однопоколенные (только супруги), двухпоколенная (родители и их дети), межпоколенные (дети, родители, родители родителей);

в) по признаку полноты: полная, неполная (один из родителей), а также внебрачная;

г) по характеру взаимоотношений: идеальная, средняя, негативная, или скандально-раздражительная;

д) по устойчивости семейных отношений: гармоничная, распадающаяся, распавшаяся, неполная;

е) по уровню благополучия: благополучная, псевдоблагополучная, неблагополучная.

В зависимости от места жительства различают городскую и сельскую семью. Особенности сельской семьи – размеренность ее жизни, подчиненность ритмам природы, нелегкие условия сельскохозяйственного труда в домашнем и подсобном хозяйстве, прочные родственные связи, связи с соседями, социальный контроль за жизнью семьи. Исследователи (А.В. Мудрик и другие) пришли к выводу, что в социализации подрастающего поколения сельская семья играет большую роль, чем городская.

Городская семья неоднородна (количество жителей, этническая структура, географическое положение города, занятость населения и т.п.). В малых городах уклад семейной жизни близок к сельскому. В крупном и среднем городе характер общения молодого и взрослого поколения изменяется. На социализацию личности оказывают большое влияние окружающая среда (школа, производство, вуз, культурные центры и т.п.), широкий круг общения.

Наиболее распространенной в современных условиях является нуклеарная семья, состоящая из мужа, жены и одного-двух детей. Функции воспитания и обучения детей такая семья обычно разделяет с другими учреждениями образования (детский сад, школа и др.). В такой семье, как правило, жена также занята на производстве, а потому хозяйственные проблемы берут на себя в равной степени все члены семьи.

Молодая семья – это супружеская пара с детьми или без них. Возраст супругов при этом не более 30 лет. Многие из молодых семей живут с родителями.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Уровни восприятия художественной литературы младшими школьниками
Картина восприятия одного и того же произведения учениками одного и того же класса будет неоднородной. Как варьируется восприятие литературы младшими школьниками исследовала М.П. Воюшина. Она выделила четыре уровня восприятия художественного произведения, характерных для младших школьников. У ребен ...

Организация опытно-экспериментальной работы по профессиональной ориентации старшеклассников
Вопрос о выборе профессии - это вопрос о том, что ищет в профессии личность, какие жизненные планы, потребности, интересы и намерения пытается она реализовать в выбираемой сфере деятельности. Конечно, не всякий план и не всякая потребность, интерес и намерение обусловливают устойчивый и достаточно ...

Обзор преподавания иностранных языков в г. Кызыле
В г. Кызыле иностранные языки в школах преподаются довольно не плохо. Ученикам и родителям предоставляется на выбор несколько языков - английский, французский или немецкий, а в Государственном лицее преподается и китайский. В школах проводятся различные викторины и праздники на иностранных языках. ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru