Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Семейное воспитание

Педагогика и воспитание » Семейное воспитание

Страница 3

Социально-экономические факторы определяются имущественными характеристиками семьи и занятостью родителей на работе. Воспитание ребенка требует серьезных материальных затрат на его содержание, образование, здравоохранение, удовлетворение культурных и иных потребностей. Приток женщин на рынок труда осложняет условия семейного воспитания.

Технико-гигиенические факторы. Характеризуют воспитательный потенциал семьи в зависимости от места и условий (жилищных, материально-бытовых и других) проживания, особенностей образа жизни семьи. Например, различаются по воспитательным возможностям сельские и городские семьи.

Демографический фактор. Структура и состав семьи (количество детей, наличие обоих родителей, других родственников и т.п.) также определяют особенности воспитания.

Все охарактеризованные выше факторы относятся к внутренним факторам семейного воспитания.

Выделяют также и внешние факторы (В.В. Чечет): социально-экономические, политические, экологические условия; углубление процессов урбанизации и материального потребительства; увеличение числа разводов и снижение численности браков; снижение рождаемости и рост смертности; степень интеграции усилий семьи, учреждений образования, общества и государства. Например, в 90-е годы прошлого века в Беларуси вследствие нестабильности, социально-экономического кризиса в обществе наблюдался и кризис семьи, обострение объективных труд семейного воспитания. В настоящее время ситуация несколько стабилизировалась.

Государство проводит социальную политику, направленную на поддержку института семьи, на охрану прав материнства и детства. Таким образом, семейное воспитание – сложная система, на которую оказывает влияние множество факторов.

Основные цели и задачи семейного воспитания:

создание наиболее благоприятных условий для всестороннего (физического, интеллектуального, социального, духовного) развития личности ребенка;

обеспечение социально-экономической и психологической защиты ребенка;

воспитание у детей основ базовой культуры личности, всех ее компонентов;

формирование практических умений и навыков у детей (самообслуживание, помощь старшим членам семьи и т.д.);

воспитание положительной «Я-концепции», собственного достоинства, ценности «Я».

Основные принципы семейного воспитания:

Гуманное отношение к ребенку.

Оказание помощи ребенку, готовность создавать условия для его разностороннего развития.

Вовлечение детей как равноправных участников в жизнедеятельность семьи.

Социальная направленность семейного воспитания.

Оптимистичность, открытость и доверительность взаимоотношений в семье, в том числе с детьми.

Последовательность и согласованность родителей в своих требованиях к ребенку.

Запрещение физических наказаний и наказаний, морально унижающих ребенка.

Типы семейного воспитания, особенности их влияния на ребёнка.

В психолого-педагогической литературе выделяют различные типы семей:

а) по количеству детей: многодетная, малодетная, однодетная, бездетная;

б) по числу поколений: однопоколенные (только супруги), двухпоколенная (родители и их дети), межпоколенные (дети, родители, родители родителей);

в) по признаку полноты: полная, неполная (один из родителей), а также внебрачная;

г) по характеру взаимоотношений: идеальная, средняя, негативная, или скандально-раздражительная;

д) по устойчивости семейных отношений: гармоничная, распадающаяся, распавшаяся, неполная;

е) по уровню благополучия: благополучная, псевдоблагополучная, неблагополучная.

В зависимости от места жительства различают городскую и сельскую семью. Особенности сельской семьи – размеренность ее жизни, подчиненность ритмам природы, нелегкие условия сельскохозяйственного труда в домашнем и подсобном хозяйстве, прочные родственные связи, связи с соседями, социальный контроль за жизнью семьи. Исследователи (А.В. Мудрик и другие) пришли к выводу, что в социализации подрастающего поколения сельская семья играет большую роль, чем городская.

Городская семья неоднородна (количество жителей, этническая структура, географическое положение города, занятость населения и т.п.). В малых городах уклад семейной жизни близок к сельскому. В крупном и среднем городе характер общения молодого и взрослого поколения изменяется. На социализацию личности оказывают большое влияние окружающая среда (школа, производство, вуз, культурные центры и т.п.), широкий круг общения.

Наиболее распространенной в современных условиях является нуклеарная семья, состоящая из мужа, жены и одного-двух детей. Функции воспитания и обучения детей такая семья обычно разделяет с другими учреждениями образования (детский сад, школа и др.). В такой семье, как правило, жена также занята на производстве, а потому хозяйственные проблемы берут на себя в равной степени все члены семьи.

Молодая семья – это супружеская пара с детьми или без них. Возраст супругов при этом не более 30 лет. Многие из молодых семей живут с родителями.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Принцип светскости государства в образовании
Раскрытие темы исследования и проблема понимания сути, сущностных характеристик светской и религиозной моделей образования, их функционирование в общественной системе отношений приводит к необходимости дать понятия светскости в культурно-историческом и конституционно-правовом контекстах. Характер о ...

Достаточное условие экстремума функции двух переменных
1. Пусть функция непрерывно дифференцируема в некоторой окрестности точки и имеет непрерывные частные производные второго порядка (чистые и смешанные). 2. Обозначим за определитель второго порядка экстремум переменная лекционный функция . Теорема Если точка с координатами является стационарной точк ...

Лекционно-семинарская система обучения в школе
Использование лекционно-семинарской система обучения в школе имеет ряд существенных преимуществ: осознанность школьниками процесса учения; возможность активного включения в него; планирования ими своей деятельности; возможность строить учебный процесс на разных уровнях сложности; возможность широко ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru