Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Влияние позиций родителей на процесс формирование личности детей с нарушениями слуха

Страница 1

При формировании личности ребенка с отклонениями в психическом развитии, в том числе детей с нарушениями слуха, значимость семьи существенно возрастает. От взаимоотношений с родителями зависит, насколько адекватным будет их взаимодействие с окружающей средой. Н.Г. Морозова утверждает, что при правильно организованной корекционно-воспитательной работе, при участии в ней и поддержке со стороны родителей наиболее успешно преодолеваются нарушения в развитии личности, поскольку именно они оказываются наиболее удаленными о первичного дефекта.

Для формирования гармоничной личности, для развития у ребенка адекватной самооценки, необходимой для установления правильных взаимоотношений с окружающими людьми, рядом с ребенком должен находиться любящий и понимающий его взрослый человек. Э. Эриксон считает, что в дошкольный период ребенок должен приобрести чувство доверия к окружающему миру, что становится основой формирования позитивного самоощущения. В дальнейшем недостаток эмоционального общения лишает ребенка возможности самостоятельно ориентироваться в направленности и характере отношений с другими людьми, что может привести к страху перед общением и формированию отрицательных качеств личности.

Однако, именно в семьях, где у детей есть какие-то нарушения в психическом развитии, часто возникает специфическая ситуация, носящая характер личной трагедии родителей. Ребенок с отклонениями в развитии в силу своих особенностей лишает родителей многих возможностей. В большей степени это затрагивает слышащих родителей. А.С. Спиваковская. Она отмечает, что родительские позиции в семьях, где есть дети с нарушениями развития, отличаются неадекватностью ригидностью и сиюминутностью, т.е. адресуются к сегодняшним проблемам жизни ребенка, в противовес родительским позициям в семьях с нормальными детьми, которые характеризуются адекватностью и прогностичностью, т.е. адресуются к завтрашнему дню, к будущему ребенка. Отношения в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии, не являются постоянными.

Сочетание отношения обоих родителей к ребенку и его дефекту обуславливает микроклимат семьи, в котором ребенку предстоит развиваться. Исходя из учета различий в таких отношениях С.М. Хорош описал возможные типы позиции родителей по отношению к глухому ребенку. Прежде всего отношение может быть адекватным и неадекватным. Адекватным, мы считаем, такое отношение, при котором ребенок воспринимается в семье как здоровый, но имеющий ряд особенностей, которые следует учитывать в процессе воспитания. При этом и ребенок и дефект родителями принимаются. Принятие дефекта означает способность родителей примириться с фактом его наличия у ребенка, готовность к включению ребенка в свою жизненную программу. Отношение родителей к глухому ребенку бывает неадекватным, но при этом может приниматься и его дефект и он сам. Ребенок воспринимается как жертва обстоятельств, беспомощное, обиженное судьбой существо, которое нуждается в постоянной опеке и защите. Это порождает гиперопеку, которая еще больше усугубляет задержку психического развития.

Позицию родителей, при которой с дефектом ребенка они смирились, но не принимают самого ребенка можно выразить формулой: «Я мирюсь с тем, что мой ребенок глухой, но я хочу как можно меньше иметь с ним дела». Эта позиция приводит к дефициту ласки, эмоционального общения. Такие дети обычно выделяются своей не ухоженностью, заброшенностью, т.к. мать мало с ним занимается, и все проблемы по воспитанию всецело перекладывает на педагогов. Как правило, позиция отстранения от ребенка при признании его дефекта родителями не осознается. Эмоциональная холодность к нему объясняется (для оправдания перед окружающими) нехваткой времени и т.д.

Весьма сложная ситуация при позиции родителей, когда сам ребенок принимается, а его дефект нет: «Мой ребенок не такой плохой, как о нем говорят, и я докажу это». Часто родители, занимающие такую позицию, не верят ни каким специалистам, и убеждены, что у них все хорошо. Это наносит ребенку непоправимый вред: не только тормозит его развитие, но и создает напряжение нервной системы, отрицательно сказывается на формировании личности. Ребенок невольно «заражается» недоверием ко всем людям, становится озлобленным, одиноким в коллективе.

Следующая позиция родителей, при которой не принимаются ни дефект, ни ребенок: «У меня не может и не должно быть аномального ребенка». Они не видят ни каких перспектив, и появляется желание, избавится от ребенка.

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Диагностика навыков внеситуативно-личностного общения старших дошкольников с ЗПР
После анализа психолого-педагогической литературы нами была проведена опытно-экспериментальная работа с целью изучения и формирования навыков внеситуативно-личностного общения у старших дошкольников с ЗПР. Исследование проводилось в 2005-2006 учебном году в детском саду с.Даурия. В нем приняли учас ...

Правовые основы современного образования в России
Базовой юридической основой образования является статья 26 Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН 10 декабря 1948 года. В ней говорится: «Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начал ...

Психологические основы обучения первоклассников чтению и письму
Проблемой становления навыка чтения разрабатывался такими учеными как Н.А. Корф, Ф.И. Буслаев, В.П. Вахтеров, Л.В. Щерба. Проблемой механизма чтения, его составляющих и значением чтения в развитии речи как психической функции занимались такие ученые-психологи как Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, Р.С. Немо ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru