Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Влияние позиций родителей на процесс формирование личности детей с нарушениями слуха

Страница 2

При адекватном отношении к ребенку и дефекту движущим мотивом становится не доказательство родителями «нормальности» ребенка, а стремление сделать ему добро – вылечить, максимально приспособить к жизни. Таким образом, в семье создается установка на формирование тех же знаний, умений, которыми обладают нормальные дети. Складывающаяся при этом атмосфера доброжелательной требовательности, дает возможность воспитывать у глухого ребенка черты личности, которые необходимы для наилучшей адаптации. Однако, нужна особая бдительность при формировании качеств личности глухого ребенка, ошибки при воспитании самостоятельности могут привести к возникновению противоположных качеств – иждивенчества, эгоизма, эгоцентризма.

Нередко мать и отец занимают разные позиции по отношению к ребенку и его дефекту. Это создает почву для распада семьи. Почва для конфликтной ситуации в семье легко создается и тогда, когда у ребенка кроме дефекта анализатора имеются нарушения интеллекта.

В семьях, где дети имеют нарушения слуха, существуют специфические проблемы, осложняющие взаимоотношения между родителями, детьми и другими родственниками, отмечает Т.Г. Богданова. Родители глухого ребенка могут принадлежать к социуму слышащих людей. Большое влияние на внутрисемейные отношения оказывает наличие или отсутствие нарушений слуха у родителей. Установлено, что в семьях, где глухой ребенок и глухие родители складываются эмоциональные отношения, близкие к тем, которые характерные для слышащих семей.

У глухих детей, имеющих слышащих родителей обнаруживается меньше положительных эмоциональных проявлений к родителям, чем у слышащих детей или глухих, имеющих глухих родителей; у них наиболее благополучное отношение складываются с братьями и сестрами. Отношения с матерью эмоционально бедны, а отношения с отцом чрезмерно насыщены отрицательными эмоциями. Можно предположить, что многие слышащие родители глухих детей не умеют устанавливать с ними естественные родственные отношения.

На развитие личности ребенка и на формирование отношений в семье влияет то, пребывает ли ребенок в учреждении интернатного типа. Л.С. Выгодский расценивал постоянное пребывание глухого ребенка в стенах специального учреждения как отрыв его от нормальной среды. Эта искусственная среда во многом отличается от нормального мира, в котором ребенку придется жить. Родители это делают из соображений общего порядка: из-за невозможности обеспечить дома надлежащий присмотр за ребенком, из-за неумения справляться с задачами обучения речи и т.д. Так семейное воспитание с самого раннего детства формирующего нравственную основу личности, дает человеку запас ласки, доброты, любви рано уходит из жизни большинства глухих детей, и без того лишенных много в отношениях с окружающими. Из позиций отношения родителей к ребенку и его дефекту в дальнейшем складываются и характерные стили семейного воспитания.

Для глухого ребенка, воспитывающегося в семье слышащих родителей, наличие братьев и сестер играет положительную роль. В процессе игровой и бытовой деятельности дети быстрей находят контакт между собой, у них легче устанавливаются взаимопонимания, что труднее происходит с родителями, которые не всегда способны понять и принять ребенка таким, какой он есть.

В исследовании Т.Г. Богдановой, Н.В. Мазуровой были получены сведения об особенностях личности детей с нарушениями слуха. Слышащие дети характеризовались достаточно высоким показателем любознательности (75%), глухие дети глухих родителей – более низким показателям (65%), глухие же дети из слышащих семей – самым низким (45%). Незначительно различались дети всех групп по общительности (60-70%).

Рассматривалась и такая особенность личности, как стремление к лидерству, доминированию в группе сверстников. Самый высокий показатель обнаружили глухие дети из семей глухих (45%). Они избирали себе место в центре группы сверстников, либо во главе ее. Чуть ниже показатель слышащих детей (30%). Они не всегда выбирали положение в центре, объясняя это нежеланием обращать на себя внимание, большей ответственностью. Самым низким был показатель глухих детей слышащих родителей (18%). Свой выбор места среди играющих сверстников они объяснили стеснительностью, неумением хорошо говорить и т.д., т.е. не хотели лидировать в группе. Уровень конфликтности у слышащих детей в среднем составлял 17%. Они редко стремились оказаться среди дерущихся или ссорящихся сверстников. Глухие дети из семей глухих имели показатель конфликтности 22,5%. Практически таким же - 25%, был показатель в группе глухих детей слышащих родителей. Но как уже отмечалось выше, у глухих детей из семей глухих этот показатель сочетался со стремлением к лидерству, а у глухих, из семей слышащих – со стремлением занять позицию подчиненного. По склонности к уединению, отгороженности самый высокий показатель обнаружили глухие дети слышащих родителей (40%), выбирая для себя самое удаленное положение. У слышащих детей и глухих детей из семей глухих данный показатель колебался от 0 до 20%. Они, как правило, видели себя либо внутри группы сверстников, либо вблизи нее.

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Основные элементы современной педагогической системы, моделируемые в программе
Поскольку учебная программа является эскизной информационной моделью определенной педагогической системы, то в ней, в принципе, должны быть отображены такие элементы системы, как цели обучения и воспитания, реализуемые изучением данного учебного предмета, раскрыто содержание предмета, которое напра ...

Модели нетрадиционных уроков
Урок был, есть и в образном будущем останется главной формой организации обучения и воспитания учащихся. Все попытки найти эквивалент уроку, заменить его другими формами организации учебных занятий ни в России, ни за рубежом успеха не имели. Однако, это не значит, что урок – нечто застывшее и неруш ...

Экологические проблемы производства полимеров и утилизации пластмассовых отходов
Производство полиэтилена, полипропилена, поливинилхлорида приносит немалые экологические проблемы для окружающей природной среды. Это использование различных токсичных мономеров и катализаторов, образование сточных вод и газовых выбросов, обезвреживание которых сопряжено с большими энергетическими, ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru