Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Взаимосвязь нравственного и экономического воспитания

Страница 2

Анализ определения позволяет предположить, что не всё его содержание в полной мере осуществимо в дошкольном возрасте, так как дети ещё не ставят собственные экономические цели.

В основном перед нами стоит задача научить ребёнка «участвовать в экономических отношениях, ориентируясь на общепринятые моральные нормы».

Знания о нормах морали должны сочетаться с формированием нравственных качеств у дошкольников.

Долгое время одним из самых авторитетных качеств экономической деятельности в теории и практике воспитания являлась бережливость. Однако оно никогда не оценивалось с позиции экономического содержания, а преимущественно как качество нравственное (Годник С.М., Киян Л.Ф., Бобылева Л.Д., Рябинина Н.П. и др.). Игнорировалась экономическая обусловленность и, указанных выше качеств, таких как экономность, трудолюбие, расчётливость, хотя многие качества личности «следует считать разными сторонами единого целого», как справедливо отмечала Н.П. Рябинина.

Изучая проблему воспитания бережливости, Жуковская Р.И. пришла к выводу, что одним из эффективных путей воспитания бережного отношения к игрушкам, книгам является воспитание интереса к ним.

Но бережливость это не только бережное отношение к игрушкам и книгам.

Под бережливостью принято понимать нравственное качество личности, которое выражается в рачительном отношении к материальным и духовным ценностям, в умении целесообразно использовать эти ценности. Бережливость это показатель духовной культуры человека.

Бережливость – непримиримость к расточительству, бесхозяйственности. Каждая вещь в доме – это труд многих людей, поэтому в отношении к вещам, предметам проявляется и отношение к труду, к людям, ко всему обществу. Дисциплинированный человек всегда бережлив. Он бережёт своё и чужое время, он точен во всём. Педагоги и родители могут словом и делом доказывать детям, что ничего не даётся человеку без труда. Дети должны быть участниками распределения семейного бюджета. Необходимо привлечь их к поиску резерва экономии: как сберечь электроэнергию, воду, хлеб и т.д.

Задача воспитания бережливости ставилась в первых программных документах детских садов. Речь в них шла о воспитании бережного отношения у детей к окружающему вещному, предметному миру: к игрушкам, книгам, живой и неживой природе, ко всему, что окружает ребёнка (Жуковская Р.И., Менджерицкая Д.В., Розанова И.И., Николаева С.Н., Фрейдкин И.С., Кларина Л.М. и др.).

То же мы обнаружим при анализе комплексных программ, таких как «Развитие», «Радуга», «Истоки», «Детство», «Программа воспитания и обучения в детском саду», «Парма».

Из всех указанных программ лишь в программах «Парма» и «Истоки» представлены дополнительные задачи, способствующие нравственно-экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. В данной программе включён раздел «Экономическое воспитание», где указано: - формировать знания о человеке бережливом, экономном, хорошем хозяине.

В программе «Истоки» в разделе «Мир, в котором мы живём» звучат следующие задачи:

учить детей бережно относиться к живой и неживой природе, заранее предвидеть положительные и отрицательные последствия своего вмешательства;

формировать потребительское отношение к природе;

прививать желание жить скромно, бережливо, эстетически целостно, не расходовать природные ресурсы зря;

формировать первые навыки рационального природоиспользования;

приучать экономно расходовать воду, бумагу, пластилин, глину;

формировать представления о роли денег, о необходимости обдумывания, на что можно потратить деньги, а на что не стоит;

формировать представление о том, как следует стирать и чистить одежду, какие способы экономичнее;

о том, какие приборы помогают сэкономить природное сырьё;

на что следует обращать внимание при покупке вещей в магазине.

Задачи данной программы наиболее широко раскрывают задачи, посредством которых формируются нравственные качества.

Но кроме указанных программ существуют ещё и специальные программы по экономическому воспитанию. Это программа «Дошкольник и экономика», автором которой является Шатова А.Д Данная программа рассчитана на работу с детьми старшего дошкольного возраста и ставит задачи:

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Цели, задачи и методика опытно-экспериментальной работы, содержание и результаты начального этапа
В первой главе нами были рассмотрены теоретические аспекты использования активных методов обучения на уроках математики как средства стимулирования познавательной активности младших школьников с трудностями в обучении, уточнено значение ключевых понятий: познавательная активность, методы и средства ...

Театры в школах, как форма организации творческой деятельности учащихся
В настоящие время, почти в каждой школе есть коллектив, из числа учащихся, занимающийся театральными поставками. В некоторых школах этому уделяется большое внимание, можно сказать даже, что театральные постановки являются частью учебного плана. Занятия театром в школе меньше всего напоминают театра ...

Особенности формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни
Задачи и содержание воспитания детей старшего дошкольного возраста многогранны. Особое место среди них занимают проблемы охраны здоровья детей и их физического воспитания, т.к. от эффективности решения этих проблем зависит полноценное развитие ребенка. У детей старшего дошкольного возраста есть все ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru