Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Формирование личности. Развитие личностных качеств у детей старшего дошкольного возраста

Страница 6

В сфере развития нравственного поведения пример взрослого также играет важнейшую роль. Положительный пример родителей способствует тому, что ребенок легко и ненавязчиво учиться жить в соответствии с нормами, принятыми в обществе. Норма, которая только декларируется, но не соблюдается взрослыми, никогда не станет влиять на реальное поведение ребенка. Более того, ребенок поймет, что нравственные нормы можно нарушать безнаказанно, соблюдать не обязательно. Ребенок неукоснительно выполняет норму в одних условиях и нарушает в других, не испытывая чувство вины (т. е. приспосабливается, лавирует).

В дошкольном возрасте возрастает влияние оценки взрослого на поведение детей, т.к. взрослый выступает образцом, эталоном, с которым ребенок сравнивает себя и свои действия.

Оценивая поступки ребенка, взрослый с помощью положительной оценки фиксирует правильный способ поведения, а с помощью отрицательной - разрушает негативный способ. Действенность оценки, ее влияние на моральное развитие ребенка прямо зависит от умения педагога, родителей оказать оценочное воздействие. Оценка взрослого должна отвечать определенным требованиям, т.е. быть:

объективной и тактичной (сначала выделяют положительные качества, затем отрицательные). Оценивая не самого ребенка, а его поступки;

ориентированной на поведение ребенка;

дифференцированной, т. к. общие оценки ничего не дают для развития личности;

систематичной.

Особенности нравственного развития ребенка в дошкольном возрасте:

нравственное развитие ребенка происходит на фоне положительного отношения к взрослому;

выполнение ребенком нравственных норм и правил поведения направленно на установление положительных контактов с взрослыми;

выдвижение взрослыми системы требований и приучение ребенка к их восприятию создает основу для нравственного развития ребенка;

складываются оценочные суждения (хорошо, плохо);

у детей складывается понимание общественного смысла нравственной нормы;

поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой.

Таким образом личность не есть целостность, обусловленная генотипически. Процесс формирования личности может быть представлен как непрерывный, состоящий из ряда последовательно сменяющихся стадий, качественные особенности которых зависят от конкретных условий и обстоятельств. Самооценка является одним из базовых составляющих понятия «личность». Самооценка является регулятором поведения человека, определяет его самоощущение, отношение с другими людьми, требовательность к себе, отношения к своим успехам и неудачам. Дошкольное детство является периодом первоначального складывания личности, характеризуется сильнейшей зависимостью ребенка от взрослого. В этот период у детей формируются моральное поведение и нравственная саморегуляция, реальная самооценка, как базовые качества личности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Это интересно:

Опытно-экспериментальная работа по обучению первоклассников чтению и письму через использование моделей
Целью констатирующего этапа исследования является выявление уровня ориентации ребенка в системе языковых единиц. Задачи: оценить, насколько эффективной была работа со схемой слова; выявить, сложилась ли у детей ориентация на его звуковую структуру; измерить рефлексивность действий с языковым матери ...

Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни как психолого-педагогическая проблема
Актуальность проблемы здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в с ...

Формирование гармонично и всесторонне развитой личности как идеальная цель воспитания
Определение целей и задач воспитания, под которым понимается целенаправленный организованный процесс создания условий и стимулирования развития; личности , имеет большое теоретическое и практическое значение, т.к. во-первых, обстоятельное знание целей воспитания непосредственно влияет на разработку ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru