Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Формирование личности. Развитие личностных качеств у детей старшего дошкольного возраста

Страница 1

«Человек, действительно уважающий человеческую личность, должен уважать ее в своем ребенке, начиная с той минуты, когда ребенок почувствовал свое «я» и отделил себя от окружающего мира» - Д.И. Писарев.

Ситуация развития человеческого индивида обнаруживает свои особенности уже на самых первых этапах. Главный из них - это опосредованный характер связей ребенка с окружающим миром. Изначально прямые биологические связи «ребенок- мать» очень скоро опосредствуются предметами. Словом, деятельность ребенка все более выступает как реализующая его связи с человеком через вещи, а связи с вещами - через человека. В исходной ситуации развитие ребенка и содержит зерно тех отношений, дальнейшее развертывание которых составляет цепь событий, ведущих к формированию его как личности.

Личность впервые возникает в обществе. Человек вступает в историю (ребенок вступает в жизнь), лишь как индивид, наделенный определенными природными свойствами и способностями и что личностью он остаётся лишь в качестве субъекта общественных отношений. «Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся» (Леонтьев А.Н.).

Современная трактовка личности опирается на понимание сущности человека, как совокупности всех общественных отношений. В социальной действительности личность выступает одновременно и как реальный выразитель и как продукт этих отношений.

Так, личность мы рассматриваем как феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. А структура личности – целостная системная образование, совокупность социально значимых психических свойств отношений, действий индивида, сложившихся в онтогенезе и определяющих его поведение как сознательного субъекта деятельности и общения.

Процесс формирования личности со стороны изменений, о которых идет речь, может быть представлен, как развитие воли, и это не случайно. Безвольное, импульсивное действие есть действие безличное, хотя о потере воли можно говорить только по отношению к личности. Воля, однако, не является не началом, ни даже "стержнем" личности. Это лишь одно из её выражений. Действительную основу личности, составляет то особое строение совокупных деятельности субъекта, которое возникает на определенном этапе развития его человеческих связей.

Личность есть специальное человеческое образование, которое так же не может быть выведено из его приспособительской деятельности, как не могут быть выведены из нее его сознание или его человеческие потребности. Как и сознание человека, как его потребности, личность тоже «производится» - создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности. Личность, как и индивид, есть продукт интеграции, процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта.

А.В. Петровский под личностью обозначает системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде.

Формирование личности предполагает развитие действий субъекта. Действия, все более обогащаясь, как бы перерастают тот круг деятельности, которые они реализуют, и вступают в противоречия с породившими их мотивами.

Внутренние движущие силы этого процесса лежат в исходной двойственности связей субъекта с миром, в их двоякой опосредованности - предметной деятельности и общении. Её развертывание порождает не только двойственность мотивации действии, но благодаря этому, также и соподчинение их. зависящее от открывающихся перед субъектом объективных отношении, в которые он вступает. Развитие и умножение этих особых по своей природе соподчинении, возникающих только в условиях жизни человека в обществе, занимает длительный период, который может быть назван этапом стихийного, не направляемого самосознанием складывания личности. На этом этапе, продолжающемся до подросткового возврата, процесс формирования личности, однако, не заканчивается, он только подготавливает рождение сознающей себя личности.

Личность действительно рождается дважды: первый раз, когда у ребенка появляется в явных формах полимотивированность и соподчиненность его действии, второй раз, когда возникает его сознательная личность. В последнем случае имеется в виду какая-то особая перестройка сознания.

Самооценка – это одно из тех психологических образований, которые составляют понятия «личность». В широком смысле – это оценка человеком самого себя, своих возможностей. Являясь регулятором поведения человека, она определяет его самоощущение, отношение с другими людьми, требовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам. Самооценка является основным компонентом самосознания (П.П. Чеснокова.). Она же определяет уровень притязаний, т.е. уровень задач, которые человек ставит перед собой и к решению которых считает себя способным.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Использование музыкального сопровождения при проведении утренней гимнастики
Выполнение упражнений под музыку помогает создать правильные представления о характере движений, их темпе и ритме. Дети хорошо воспринимают оттенки музыкального произведения и в соответствии с музыкой меняют характер своих движений. При звучании бодрой музыки, марша они подтягиваются, идут живо и в ...

Технология разноуровневого обучения
Теоретическое обоснование этой технологии основывается на том, что различия основной массы учащихся по уровню обучаемости сводятся, прежде всего, ко времени, необходимому ученику для усвоения учебного материала. Изучались способности учеников в ситуации, когда время на изучение материала не огранич ...

Клиническая характеристика детей с нарушением интеллекта младшего школьного возраста, особенности слухоартикуляционного анализа
Умственная отсталость – это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер. Большинство среди умственно отсталых составляют лица, им ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru