Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Профессиография

Страница 1

Для оптимизации профессионального отбора специалистов необходимо:

принять решение о необходимости отбора специалистов по специальности;

оценить методические подходы к оценке профессиональной пригодности специалиста;

выбрать критерии, которые позволили бы эффективно прогнозировать успешную деятельность( обучение) по специальности.

Данная работа невозможна без психологического анализа деятельности, цель которого – выявление требований, предъявляемых профессиональной деятельностью к психофизиологическим и личностным характеристикам человека, т. е. профессионально важным качествам данной специальности. Они составляют основу ролевых характеристик специалиста. Изучением этой области занимается один из разделов психологии труда – профессиография.

Цель профессиографии – выявление особенностей взаимодействия специалиста в процессе профессиональной деятельности с предметами, средствами и продуктами труда, с окружающими людьми и другими явлениями, сопровождающими эту деятельность. Акмеография, кроме того, связывает эту цель с определением возможного достижения человеком собственных профессиональных вершин в избранном виде деятельности.

Для успешного решения вопроса о профессиональной пригодности необходим системный подход. При анализе психологического содержания профессиональной деятельности выделяют несколько компонентов, где критическими являются следующие профессиональные качества:

Личностный компонент деятельности, т. е. характеристики эмоциональной, волевой и мотивационной сфер, организаторские способности;

Сенсорно-перцептивный компонент деятельности, т. е. характеристики восприятия и внимания;

Гностический или интеллектуальный компонент деятельности, т. е. характеристики процесса обработки информации, принятия решения;

Моторный компонент деятельности, т.е. характеристики психомоторных качеств и речи.

Для практического психолога важно понять, что успешная деятельность специалиста системы «человек-человек» в решающей степени обусловлена сформированностью у него качеств, востребованных именно этой системой.

Вот качества, предъявляемые специалисту системы «человек-человек»:

стремление к общению;

умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;

устойчивое, хорошее самочувствие при работе с людьми;

доброжелательность, отзывчивость;

выдержка, умение сдерживать эмоции;

способность анализировать поведение окружающих, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях других людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие;

умение слушать, учитывать мнение другого человека;

способность владеть речью, мимикой, жестами;

аккуратность, пунктуальность, собранность;

знание психологии людей; хорошая оперативная, механическая и зрительная память;

логическое мышление;

усидчивость, терпение.

В качестве методик для оценки уровня развития этих качеств могут быть использованы различные тесты, например:

Опрос проводился среди студентов педагогического университета города Челябинска. Вопросе участвовало 20 человек различного возраста (от 19 до 36 лет), образованием от среднего до высшего.

Были предложены два опросника, целью которых было выявить, какие люди приходят в профессию «учитель», достаточно ли у них развиты те свойства и качества, которые необходимы учителю в первую очередь. Проанализируем результаты по каждому из опросов.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Согласование и утверждение календарного индивидуального плана работы над диссертацией
Индивидуальный план обучения в аспирантуре, работы над диссертаций является основным руководящим документом. Этот план определяет специализацию, содержание, объем, сроки обучения аспиранта, формы его аттестации. В этом плане формулируется тема диссертации. Работа над диссертацией регламентируется р ...

Жизнь и педагогические труды П. Наторпа
Пауль Наторп родился 24 января 1854 года в Дюссельдорфе в семье пастора. Окончив гимназию, он поступил в Берлинский университет, откуда перешел в Бонн и, наконец, в Страсбург. Предметом его занятий вначале была классическая филология: от философии, как он пишет в своей автобиографии, написанной для ...

Изменение веса тела на протяжении физического развития школьников
Рис. 2. Величина веса тела и её производные. А – возрастные кривые веса. Б – интенсивность изменения веса. При оценке физического развития детей вес тела является одним из основных показателей, характеризующих динамику массы тела. В отличии от длины тела и окружности грудной клетки вес является вес ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru