Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Для оптимизации профессионального отбора специалистов необходимо:
принять решение о необходимости отбора специалистов по специальности;
оценить методические подходы к оценке профессиональной пригодности специалиста;
выбрать критерии, которые позволили бы эффективно прогнозировать успешную деятельность( обучение) по специальности.
Данная работа невозможна без психологического анализа деятельности, цель которого – выявление требований, предъявляемых профессиональной деятельностью к психофизиологическим и личностным характеристикам человека, т. е. профессионально важным качествам данной специальности. Они составляют основу ролевых характеристик специалиста. Изучением этой области занимается один из разделов психологии труда – профессиография.
Цель профессиографии – выявление особенностей взаимодействия специалиста в процессе профессиональной деятельности с предметами, средствами и продуктами труда, с окружающими людьми и другими явлениями, сопровождающими эту деятельность. Акмеография, кроме того, связывает эту цель с определением возможного достижения человеком собственных профессиональных вершин в избранном виде деятельности.
Для успешного решения вопроса о профессиональной пригодности необходим системный подход. При анализе психологического содержания профессиональной деятельности выделяют несколько компонентов, где критическими являются следующие профессиональные качества:
Личностный компонент деятельности, т. е. характеристики эмоциональной, волевой и мотивационной сфер, организаторские способности;
Сенсорно-перцептивный компонент деятельности, т. е. характеристики восприятия и внимания;
Гностический или интеллектуальный компонент деятельности, т. е. характеристики процесса обработки информации, принятия решения;
Моторный компонент деятельности, т.е. характеристики психомоторных качеств и речи.
Для практического психолога важно понять, что успешная деятельность специалиста системы «человек-человек» в решающей степени обусловлена сформированностью у него качеств, востребованных именно этой системой.
Вот качества, предъявляемые специалисту системы «человек-человек»:
стремление к общению;
умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;
устойчивое, хорошее самочувствие при работе с людьми;
доброжелательность, отзывчивость;
выдержка, умение сдерживать эмоции;
способность анализировать поведение окружающих, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях других людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие;
умение слушать, учитывать мнение другого человека;
способность владеть речью, мимикой, жестами;
аккуратность, пунктуальность, собранность;
знание психологии людей; хорошая оперативная, механическая и зрительная память;
логическое мышление;
усидчивость, терпение.
В качестве методик для оценки уровня развития этих качеств могут быть использованы различные тесты, например:
Опрос проводился среди студентов педагогического университета города Челябинска. Вопросе участвовало 20 человек различного возраста (от 19 до 36 лет), образованием от среднего до высшего.
Были предложены два опросника, целью которых было выявить, какие люди приходят в профессию «учитель», достаточно ли у них развиты те свойства и качества, которые необходимы учителю в первую очередь. Проанализируем результаты по каждому из опросов.
Это интересно:
Методы устного изложения, наиболее часто используемые в обучении географии
Устное изложение учителя может быть либо приемом объяснительно иллюстративного метода, либо же используется в качестве приема в проблемном изложении учебного материала. Катехизическая беседа, как правило, служит приемом объяснительно – иллюстративного метода, а эвристическая относится к частично – ...
Лечебная педагогика
Лечебная педагогика – это система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение, лечение и коррекцию различных отклонений в развитии, нервно-психических и соматических нарушений, которые могут привести к стойкой инвалидизации, школьной и социальной дезадаптации. Лечебная педагоги ...
Понятие «игра»
В современной педагогической литературе определений понятию «игра» дается много. Так, например, П.И. Пидкасистый и Ж.С. Хайдаров дают следующее определение: «Игра есть то, что задумано и сделано; то, что есть, что думает и о чем думает субъект, когда он действительно увлечен этой деятельностью с не ...